Встреча с БАТЭ подарила возможность посмотреть, что «Зенит» представляет собой, когда больше чем наполовину состоит из молодежи: на поле вышли шестеро воспитанников клубной академии. Что мешает юным игрокам закрепиться в составе и какие перспективы в команде у новичков Нету и Родича? Об этом после финального свистка рассказал Сергей Веденеев.
Игра — 20 минут, борьба за мяч — 70
— Насколько информативен просмотр молодых игроков, когда их на поле большинство?
— Когда-то смотреть на них все равно необходимо. Ведь у клуба же не только ближайшие цели, но и план развития на несколько лет вперед. Для этого надо оценивать перспективы своих воспитанников — понимать, на кого можно рассчитывать если и не сейчас, то через какое-то время. Матч с БАТЭ в этом смысле оставил двоякое впечатление. Со стороны казалось, что юные ребята все делают грамотно, грубых ошибок не допускают. Но в то же время никто особо и не запомнился. Причем сложилось ощущение, что они не слишком сильно старались это сделать.
— То есть?
— Допускаю, что уровень мастерства пока у них такой, что просто не позволяет показать большее. Но, возможно, они боялись ошибиться, поэтому действовали предельно осторожно. Но вопрос все равно остается. Ведь одно дело обратить на себя внимание в созидании — здесь в самом деле технико-тактических навыков молодежи не хватает. Но в разрушении-то преуспеть было можно! А этого не было видно.
— Может, ребята опасались делать на поле лишнее, потому что довлел авторитет старших партнеров?
— Думаю, дело в другом. Похоже, молодежь не просто не понимает — вообще не знает, что от нее требуется в основной команде. Такое часто случается при переходе из юношеского футбола во взрослый. Им надо понимать, что сама игра в чистом виде — это не более двадцати минут за матч. Остальные семьдесят — борьба за мяч. И ребятам надо на каждой тренировке учиться вести такую борьбу. Шанс выделиться — именно в этом. Потому что превзойти в мастерстве кого-то из ведущих футболистов команды они не могут.
У всех балканцев одинаковые проблемы
— Игрокам каких амплуа легче адаптироваться при переходе в большой футбол?
— Однозначно — полузащитникам. Ошибки в средней линии не столь заметны, как в обороне или в воротах. Да и когда нападающий долго не забивает, это бросается в глаза. В таких случаях тренеры часто могут надолго посадить на скамейку. А вот возможности проявить самоотдачу, работоспособность, желание показать себя больше у полузащитников. Но, повторюсь, этого мы не видим. На их фоне заметно выделялись даже Бухаров и Семак. Хотя, давайте признаем, эти игроки выдающегося футбола давно не показывают.
— Кстати, по поводу Бухарова. С учетом его нынешнего статуса в команде, может быть, в ближайшее время больше пользы сможет принести Джорджевич? Даже со скидкой, что позиции у них разные.
— Не уверен. Думаю, Джорджевич тоже не до конца понимает, что от него требуют. Наверняка Спаллетти ждет, что Лука начнет активнее участвовать в оборонительных действиях, возвращаться назад при потере мяча. Но, скорее всего, черногорец себя этим даже на тренировках не утруждает. Что вообще типично для балканских футболистов: почти все из них «интеллигенты». А бойцы попадаются редко.
— Поясните.
— Возьмите для примера Луковича. Он ведь и по умению читать игру, и в технике намного сильнее Губочана. Но играет словак, а Лукович почти все время сидит на скамейке именно по этой причине: сербу не хватает самоотдачи, привычки возвращаться назад. В атаку с удовольствием бегут все, а на свою половину после потери мяча — нет. И дело не в физических кондициях, а в психологической привычке. Очень сложно себя заставить это делать, если не привито с детства. Если вернуться к молодежи — для них пропуском в основной состав может стать именно такой навык. Когда Спаллетти увидит, что это становится образом футбольного мышления ребят, доверять им будет намного больше.
Матчи с «Ливерпулем» не главная задача Спаллетти
— Покупка Нету и Родича, похоже, станет шлагбаумом в основной состав для молодых защитников — Зуева, Иванова и Ребенко?
— Этих ребят я вообще не рассматриваю как помощников основной команде. Их и на сборы-то взяли, потому что заранее было известно об отъезде «сборников». С новичками другое дело — покупая Нету и Родича, «Зенит» выбирал из двух зол меньшее. Абате взять не удалось, а укреплять оборону было необходимо.
— Что скажете о Родиче по матчу с БАТЭ?
— Ничего. Матч даже на товарищеский похож не был. Скорее, он смотрелся как двусторонняя игра во время ежедневного тренировочного процесса. Когда футболисты постоянно под приличными нагрузками. Поэтому и трудно оценить их игру. Получи они перед матчем пару дней отдыха и выйди свежими, тогда их был бы смысл оценивать. Это касается и того же Родича, и молодежи.
— А что с Родичем делать после выздоровления Кришито?
— На мой взгляд, селекционная работа «Зенита» сейчас имеет четкое направление — усиление скамейки запасных. Потому что явно вакантных позиций в команде нет. Наверняка Родич с Нету извещены о том, что играть они будут, когда основные защитники получат травму или по другим причинам не смогут выйти на поле. Возможен еще выход на замену. Да и сам Родич понимает, что сместить с позиции Кришито невозможно.
— За десять дней до матча с «Ливерпулем» Спаллетти вынужден работать без «сборников». Это проблема в подготовке?
— Наоборот. Для ведущих игроков возможность съездить в сборную и сыграть за нее интересный матч — повод поднять настроение. А подготовка к матчам с «Ливерпулем» не пострадает. Состав у «Зенита» давно наигран, Спаллетти прекрасно знает возможности. Да и вообще главное для команды — подготовка к сезону, а не к двум играм с англичанами. Потому что самые важные матчи будут не с ними, а в чемпионате. Где необходимо занять место не ниже второго.