В эти дни определяется судьба едва ли не самой позорной стройки Петербурга – нового стадиона на Крестовском острове. Смольный ведет переговоры с генподрядчиком (фирмой «Трансстрой») об окончательном размере сметы. Хотя еще полтора месяца назад руководители города заявляли: генподрядчиком недовольны, и после 15 ноября, когда истечет срок контракта, будут проведены новые торги. Судя по всему, городские власти свое мнение в очередной раз поменяли.
Впрочем, в самом «Трансстрое» изначально сомневались в реальности разрыва.
– Это не совсем точная дата, – объяснили в компании. – Срок окончания контракта заканчивается вместе с пуском стадиона в эксплуатацию... 15 ноября определялось исходя из старого проекта, который неоднократно пересматривался.
Напомним: планы по строительству стадиона появились еще в 2004 году, а в августе 2006-го был одобрен проект японского архитектора Кисе Курокавы (точнее, концепция – проект еще предстояло создать).
– На то, что мы делаем, обычно отводится 4,5 – 5 лет, а здесь два года. Это близко к невероятному, – утверждал тогда генеральный директор первого генподрядчика, фирмы «Авант», Григорий Фельдман.
И правда, сроки были жесткими, но было объявлено, что свой первый матч «Зенит» должен сыграть на новом стадионе в марте 2009 года. В сроки не уложились, «Авант» права продолжить стройку не получил, а сам Григорий Фельдман погиб в ДТП...
Тем временем росла сумма средств, которую предполагалось освоить. Победителем нового тендера на 13 с лишним млрд рублей стала «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой». С тех пор много воды утекло: к нынешней осени предполагаемая смета раздулась до 44 млрд.
Как же так вышло? Проектом поначалу занимался ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко, объединяющий специалистов широкого профиля, в том числе и зарубежных. В частности, выдвижным футбольным полем – московская фирма НВМ.
Выдвижное поле с зеленой травой практически выполнено. А вот с раздвижной кровлей не повезло. «Мостоотряд-19», который выиграл тендер на ее строительство, на свои деньги заказал уникальные конструкции вместе с опорами под них. Доставил их на объект из Сибири. Многие элементы смонтировал на заданной высоте. А потом менеджеры фирмы проклинали себя за инициативу, которая позволила бы сдать объект раньше нового срока... Строителям пришлось демонтировать почти весь металл.
Этого потребовали специалисты института «Моспроект-4», сменившие коллег из ЦНИИСК им. Кучеренко. Новые проектировщики внесли ряд поправок. И в первую очередь – по кровле. Сметная стоимость опять увеличилась: в марте 2010 года она составила уже 24 млрд рублей.
Ну а затем началась эпопея с чемпионатом мира-2018, а точнее, с желанием Петербурга принять полуфинал этого турнира. Пришлось вновь корректировать и рубить железобетонные конструкции, уже набравшие силу. Смета как на дрожжах опять поползла вверх, а сроки вдаль.
Формально заказчиком выступал город, однако «Зенит», а точнее «Газпром», тоже выдвигал свои предложения. Это напоминало действия лебедя, рака и щуки. На середине пути поменялась даже сама концепция арены: вместо чисто футбольного объекта решили строить многопрофильный комплекс.
Совсем же неуправляемой ситуация стала после смены главы города – клубок и без того непростых взаимоотношений между Смольным, клубом, генподрядчиком и проектировщиком запутался окончательно. Раньше куратором стройки был Роман Филимонов, но после его ухода из правительства в январе 2012 года другого куратора у стадиона, по сути, не появилось.
«Трансстрой» не мог влиять на проектировщиков, срывающих поставки необходимой документации и сметы на строительно-монтажные работы, которые выполнялись в вялотекущем режиме. И в то же время у проектировщиков своя правда:
– С мая сидим в ожидании, когда комитет по строительству Петербурга пришлет нам свои замечания относительно очередной документации по стадиону, – говорит руководитель «Моспроекта-4» Дмитрий Буш. – Нам осталось выполнить еще процентов 16 – 18 проектных работ. Мы их выпустим с учетом решения Госэкспертизы в течение шести месяцев. Все зависит от города.
Что ж, теперь на смену власти уже пенять хватит – после смены губернатора прошло больше года. В Смольном, судя по всему, наконец-то определились относительно стадиона. Осенью прошли несколько встреч губернатора и Олега Дерипаски, главы «Базового элемента» (куда входит и «Трансстрой»). На последней встрече, по нашей информации, стороны пришли к консенсусу.
Город, кажется, все же добился серьезного (около 5 миллиардов) сокращения сметы за счет «непрофильных объектов» – ресторанов и т. д. Кроме того, структуры «Базового элемента» построят в Петербурге ряд социальных объектов. В том числе восемь километров четырехполосной дороги в районе Юнтолова, десять общеобразовательных школ и восемнадцать детских садиков – так сказать, в рамках «социальной ответственности».
В свою очередь генподрядчик добился более упрощенной системы отношений с заказчиком. Рабочую документацию теперь будут готовить в самом «Трансстрое» и согласовывать с городом напрямую. Председателю комитета по строительству Вячеславу Семененко поручено снять «небольшие погрешности», мешающие реализации проекта на Крестовском.
Что же сделано на стадионе к этому дню? «В настоящий момент выполнено: 72% устройства всех монолитных железобетонных конструкций. Чаша стадиона выше отметки 14 м готова на 41%, подтрибунные помещения до отметки 14 м выполнены на 85%, мост-трибуна над выкатным полем – на 82%. Смонтировано 74% фермы внешнего контура, опоясывающей железобетонную чашу стадиона, выполнены работы по стальному каркасу выкатного поля и установке рельсового пути для него на 46%. До сих пор ведутся работы по демонтажу железобетонных конструкций старого проекта», – сообщили в пресс-службе компании «Трансстрой».