И если лицо одного дышало добром, лицо другого
несло на себе ясный и размашистый росчерк зла. Роберт Льюис Стивенсон.
Их разговор легко читался по губам. - Он у вас совсем обалдевший! — возмущался Валерий Карпин, чьи слова пришлось слегка подретушировать — все-таки наш сайт читают дети.
- Да знаю… — понуро отвечал ему Владислав Радимов, уводя в сторону от поля боя.
Трансляцию схватки двух команд — не футбольной уже, а бытовой — можно было в принципе и не смотреть, чтобы догадаться, кто стал ее зачинщиком. Сам момент, когда летящий в сторону спартаковской скамейки мяч со свистом врезался в камеру, запечатлеть не удалось. Но когда Карпин с Борисом Поздняковым возмущенно двинулись к кому-то за кадром, а затем в этом самом кадре появился озверевший Денисов, каждого зрителя в этот миг посетило, думается, сладостное чувство: «Я знал ведь, знал!»
О том, что хавбек «Зенита» — мягко говоря, странный малый, все действительно в курсе, и давно. Именно поэтому нахлынувшая на него сейчас волна народного гнева вызывает не более чем ухмылку. То есть жил этот монстр, этот изверг, этот человек без всяких моральных принципов рядом с нами, ходил по одним улицам, ел, фигурально выражаясь, за одним столом — и вдруг все разом осознали его звериную сущность и потребовали отправить на карантин. Особенно нравятся фразы вроде «Им давно было пора заняться КДК!»
То есть Контрольно-дисциплинарный комитет — место, где игрок проходит нравственное очищение. Этакий шоковый шалман из романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Там, уж поверьте, все зло из Денисова выкачают. Не исключено, что с помощью лоботомии.
Смешно все это. Другое дело, что игрока действительно надо судить по всей строгости футбольного закона и вынести ему справедливое наказание. Потому что суд этот — не над Денисовым вовсе, а над его клубом, который «Зениту», как ни странно, просто необходимо проиграть. Ведь если футболиста сейчас не накажут, то разговоры о двойных стандартах в премьер-лиге вспыхнут с новой силой, особенно после того, как масло в вяло горящий огонь щедро подлил после матча с «Зенитом» владелец красно-белых Леонид Федун.
Намеренно оставим в стороне вопрос о самом существовании этих стандартов. Потому что ответ «да» жители города на Неве воспримут как зависть столичного жителя. А ответ «нет» уже москвичи расценят как откровенно пропитерское заявление. Поэтому — Денисов просто должен быть наказан, и точка.
Но его моральный облик не имеет никакого отношения к футбольным, игроцким качествам. Равно как нырок Милоша Красича, повлекший за собой дисквалификацию на два матча, (а такими «нырками» серб не брезговал и в России) никак не мешает по-прежнему считать его, наравне с Самюэлем Это’О и Хавьером Пасторе, одним из трех лучших игроков текущего сезона в серии А.
Мы все — в чем-то денисовы. Кто-то вкалывает на работе, а потом изменяет жене или смотрит под одеялом фильмы непотребного содержания. Кто то, наоборот, — примерный семьянин и прекрасный отец, но на службе бьет баклуши или ворует скрепки. Много ли вокруг вас людей, которые добились чего-то в этой жизни, хотя бы раз не поступив плохо? Много ли добряков, которые сумели найти себя, всем угодив? И нет ли у каждого хотя бы одного воспоминания или дурацкой черты характера, после одной мысли о которой хочется закрыть лицо руками?
Вот Денисов — действительно, не очень хороший человек, раз не способен разрешить конфликтные ситуации, не сломав кому-то нос, не пнув в чью-то сторону мячом или не вызвав на честный бой милиционера. Но он — прекрасный футболист. По российским меркам — даже выдающийся. Другого такого у нас нет.
Назовите хотя бы одного кандидата, который мог бы сыграть в сборной на позиции опорника лучше и выглядел бы в сочетании с Романом Широковым и Константином Зыряновым более естественно. Единственная сносная кандидатура, Павел Мамаев, под критерии поборников морали не подходит. Он ведь тоже — странный, молчаливый, порой даже буйный.
За без малого три года, минувшие с добытого при Адвокате чемпионства-2007, Денисов превратился из подающего надежды паренька в лидера команды и ее незаменимую деталь. Его отсутствие обернулось для «Зенита» поражением от «Осера» и прервавшей победную серию ничьей с «Динамо», а для сборной — домашним проигрышем Словакии. Совпадения? Возможно. Но не принимать этот очевидный факт во внимание нельзя.
В 2007-м Денисов был этаким «джокером», он лишь в 14 матчах чемпионата выходил в основе, еще 11 раз — на замену, и крайне редко играл все 90 минут. В 2010 году, пройдя сложный и не до конца удавшийся процесс «тимощукизации», Денисов стал для «Зенита» и для сборной незаменим. В чемпионате он провел 21 матч. Все — в основе, все — от звонка до звонка.
На поле Денисов свою команду никогда не подводит. Там он — адекватен. С 2002 года у него всего два удаления, одно из которых — в товарищеской встрече со сборной России. И сразу на ум приходит Дмитрий Торбинский, этакий Денисов наоборот. Игрок, который при личным общении адекватен и рассудителен. А потом выходит на поле и летит в первого попавшегося оппонента двумя ногами вперед.
Вы можете не любить человека Игоря Денисова или даже ненавидеть. Но не ценить его как футболиста, вы не вправе. Иначе вы просто боитесь признать, что глядите в зеркало, где перед вами предстает то чинный и благородный Генри Джекил, то гадливый и омерзительный Эдвард Хайд.