О том, чего ждать от первого выхода Быстрова перед питерской публикой, хотелось порассуждать еще до того, как стало известно об инциденте на Московском вокзале Санкт-Петербурга. Когда же выяснилось, что зенитовские ультрас попытались атаковать полузащитника прямо на перроне и бросили ему в лицо спартаковский шарф, стало ясно, что история эта актуальности не потеряла. Бей своих, чтоб чужие боялись!
В прошлое воскресенье я был в Химках. После десятков баннеров (в том числе и полууголовного характера) во время матча с "Насионалом" было очевидно, что последует "продолжение банкета". То, что творилось на трибунах, затмило происходившее на поле. Еще на разминке любое касание мяча Быстровым встречалось зенитовскими фанами негодующим гулом. Весь матч скандировались оскорбительные речовки. Апофеозом стал гол Быстрова, когда короткая вспышка радости сменилась долгим свистом, летящими на поле петардами и массой баннеров, самым приличным из которых был: "Его голы не считаются!"
После финального свистка мне позвонили несколько знакомых из Санкт-Петербурга. И сказали: не думай, что так, как "фанатский вираж", к возвращению Быстрова относится весь Питер. На сайте одного из телеканалов во время трансляции из Химок провели опрос - и выяснилось, что порядка 75 процентов его участников переход одобряют. Проблема в том, что агрессивно-негативное меньшинство всегда заметнее позитивно-пассивного большинства.
Когда речь идет о трансфере, который заведомо вызовет бурную реакцию, очень важна информационная подготовка. Подпись под контрактом хавбек в идеале должен был ставить на специально созванной пресс-конференции, где ему надлежало бы произнести тщательнейшим образом продуманные слова. С их помощью можно было бы если не перевернуть отношение фанатов к Быстрову, то по крайней мере сильно его скорректировать.
Но публичная составляющая была проигнорирована. Быстров с агентом Павлом Андреевым ограничились несколькими фразами, ни одна из которых не была обращена к болельщикам - как "Зенита", так и "Спартака". Ни игрок, ни агент, ни клуб, судя по всему, попросту не ожидали столь непримиримой позиции "виража". Что же, это урок, из которого, хочется верить, все участники этой истории сделают выводы.
Один из них (особенно важный для клуба) заключается в том, что части торсиды важен далеко не только футбол. Он стоит на первом месте как раз у обычных болельщиков, которых на стадионах слышно куда меньше, чем фанатов. С сугубо игровой точки зрения появление Быстрова несет "Зениту" одни плюсы. И пусть матч в Химках в силу слабости соперника в этом смысле не так показателен, но и по нему уже можно было кое о чем судить. Ведь экс-спартаковец сыграл сильнее и ярче всех. И, к слову, фанатскую трибуну он после игры вместе с партнерами поприветствовал.
Клуб, встревоженный последними событиями, пытается проводить работу, призванную привести ситуацию в норму: уже были и еще будут встречи с лидерами фан-группировок. Но инцидент на Московском вокзале показал, что о переменах пока говорить рано. Более того, он свидетельствует и об отсутствии единства в фан-рядах. Один из авторитетных фанатов "Зенита" по прозвищу Сабонис заявил в прессе, что на матче сборной антибыстровских выступлений не предвидится. Но на Московский вокзал Быстров прибыл как игрок сборной. Уже противоречие, не находите?
Если вдуматься, какой практический смысл у всех этих акций? Одно дело - матч с "Насионалом", когда контракт Быстрова с "Зенитом" подписан еще не был и фанаты лелеяли надежду, что своим демаршем они его сорвут. Но теперь-то Быстров - игрок "Зенита", и ничто уже не изменится! Да, вы можете относиться к нему с неприязнью, но разве не очевидно, что подобное выражение этого чувства не способно нанести игре "Зенита" ничего, кроме вреда?
Чего добиваются организаторы акций - зимней продажи Быстрова или сдачи его в аренду? Но тогда нетрудно догадаться, как отреагируют на это его близкие друзья Анюков и Денисов - ключевые игроки команды. И какой опять-таки вред будет причинен "Зениту".
Говорят, время лечит. Вот и эмоциям от перехода Быстрова пора бы пойти на спад. В футболе, как и в жизни, есть разные люди, с разным отношением к моральным и материальным факторам. Да и к спортивным тоже. Кто-то может уйти из клуба, борющегося за чемпионство, перед ключевым матчем (даже Радимов признался, что как спортсмена Быстрова не понимает), кому-то такое и в голову не придет. Мне, кстати, кажется, что, вернись Быстров в "Зенит" не в канун матча "Спартак" - "Рубин", а зимой, это было бы воспринято куда спокойнее. Потому что подать все можно было бы гораздо красивее.
Вчера исполнилось 35 лет легенде "Локомотива" Владимиру Маминову, который провел всю карьеру в составе железнодорожников и их фанами причислен к лику святых. И подумалось мне, что один Владимир - абсолютная антитеза другому. Хотя второй, возможно, как игрок поталантливее первого, но Маминову болельщики "Локо" всегда будут поклоняться, а поклонники других клубов - уважать. Быстров же для многих останется "своим среди чужих, чужим среди своих".
Все это так. Но фанатам было бы неплохо подумать о том, что следует отделять отношение к человеку и футболисту. Быстров может принести немало пользы "Зениту" - и такое желание в Химках в полной мере продемонстрировал. И если сегодня во время матча сборной "Петровский" проявит к нему снисходительность - это будет мудрый шаг в интересах и клуба и, кстати, сборной. Худой мир лучше доброй ссоры. А недоброй - вдвойне.