Российские клубы вновь побеждают в Лиге Европы за явным преимуществом. И если «Зенит» из матча в матч выдерживает разницу в два гола, то ЦСКА вообще громит соперника за соперником с одним и тем же счётом. От такой настойчивой стабильности, от этого вызывающего признака мастерства, с непривычки даже как-то тревожно. Когда такое было, чтобы сразу два наших клуба вели себя в европейском обществе вот так, с позиции силы? Причём, невзирая на лица. Ведь если питерцам в третьем туре соперник достался заведомо более слабый, то армейцы играли против шестой команды серии А, да к тому же на её поле.Возможность выбораИ «Зенит», и ЦСКА имеют сегодня завидную обойму игроков. Настолько, что иным футболистам национальных сборных за счастье попасть даже не на поле, а хотя бы в заявку на матч. Но если Лучано Спаллетти имеющимся выбором пользуется давно и с удовольствием, то Леонид Слуцкий до каких-то пор от активной ротации отказывался. Мотивируя это тем, что летним новичкам необходимо притереться к команде и друг к другу. То ли период адаптации завершён, то ли игровой ритм стал слишком плотным, но теперь свой кадровый ресурс ЦСКА стал использовать шире.
По сравнению с матчем в Грозном стартовый состав против «Палермо» претерпел изменения на четырёх позициях. Причём средняя линия, где у Слуцкого самый широкий выбор, обновилась почти целиком. Аналогичный вектор имел и кадровый манёвр Спаллетти, только он отправил на поле пять новых по сравнению с предыдущим матчем игроков. А вот одна позиция, где перемена тоже была бы понятной, наоборот осталась нетронутой. Место в воротах «Зенита» вновь занял Юрий Жевнов. Похоже на то, что тренер сделал принципиальный выбор в его пользу, и Вячеславу Малафееву в ближайшее время предстоит быть дублёром не только в сборной.
Следует также заметить, что принцип ротации, который для российского футбола пока в новинку, Европой давно принят даже на уровне середняков. Тот же «Палермо», например, выставил против ЦСКА пять новых по сравнению с последним матчем итальянского первенства футболистов.
Доказательство с удовольствиемВ сравнении с армейцами задача «Зенита» выглядела проще: доказать своё преимущество. Всё же «Хайдук» на сегодня команда скромных возможностей. И внешне никаких затруднений питерцы как будто не испытали. Но всё же наш лидер в очередной раз по-хорошему удивил. Когда команда в последней десятиминутке такого проходного в целом матча включает прессинг у чужой штрафной площади, это вызывает уважение. Значит, и уровень готовности, и уровень мотивации в коллективе сегодня такой, что позволяет не только свободно выдерживать интенсивный футбол, но и навязывать его сопернику в любой момент матча. Похоже, «Зенит» переживает сейчас тот счастливый момент, когда играется в охотку, когда всё получается, когда любой соперник кажется по силам.
Если индикатором внутреннего состояния можно считать эстетику игры, то трудно не заметить, что свои победы питерцы оформляют сейчас с большим вкусом. Из осенних голов «Зенита» можно сколотить очень крепкий хит-парад. И мячам в ворота «Хайдука» там тоже отыщется достойное место. Первый был хорош тонкостью и лаконизмом: при всей внешней простоте каждый шаг комбинации – и пас Игоря Денисова, и короткий рывок Александра Бухарова, и его удар – требовал безупречной точности. А второй запомнился размашистой геометрией, взрывом темпа и синхронностью мысли. А также, разумеется, исполнительским мастерством Константина Зырянова, Александра Луковича и Мигеля Данни.
Думается, и лёгкая небрежность, какая-то беззаботность, свойственная сейчас питерской игре, подтверждает состояние «Зенита»: счастливые всегда немного беспечны. Обычно выражением этого становятся пропущенные голы из категории необязательных. На сей раз оборона результативных проколов не допустила, зато нерядовым мотовством отличилась атака.
Понятно, почему подобные эпизоды вызывают болезненную реакцию Спаллетти. Тренер наверняка чувствует состояние своей команды, понимает, что порог опасности у неё сейчас понижен. И пытается предупредить будущие сложности, ведь в матчах более упорных за расточительность накажут. А такие встречи обязательно будут: игра не может всегда катиться, как по маслу. Пожалуй, вот эта беззаботная радость, вот эта улыбка до ушей более всего в игре «Зенита» сегодня и беспокоят: не нарваться бы на жёсткую встречу со стороны какого-нибудь сухого и тёртого калача.
Нездешняя неумолимостьВ успехах ЦСКА сегодня ощущается меньше души, но больше расчёта. Команда начинает напоминать какой-то штамповочный станок, готовый из любого сырья выковать одинаково безапелляционные 3:0. С таким результатом армейцы завершили не только все встречи в группе Лиги Европы, но и два из трёх последних матчей чемпионата страны. А ведь обстоятельства каждый раз бывали разными. И где-то, как, например, в Грозном или сейчас в Палермо, поначалу даже сам факт превосходства армейцев над соперником не выглядел очевидным, и тем не менее на выходе всё равно получалось 3:0.
Конечно, природа у этого феномена богатая. И инженерная мысль тренера, и рождённая опытом душевная стабильность игроков, и, наверное, что-то ещё. Однако после визита на Сицилию хочется обратить внимание на одну частность. На роль Сейду Думбия. Как представляется, форвард попал в свою команду. И не столько даже в смысле игры, сколько в смысле мироощущения. ЦСКА и до него старался играть в строгий и эффективный футбол, и когда это получалось, приходили такие победы, как над «Севильей». Но всё же команде не хватало на острие игрока такого индивидуального класса и такого холодного рассудка, который мог бы лично ширить и воплощать голевые шансы. И вот теперь подобный футболист появился.
Хоть мы коротко знакомы с ивуарийцем совсем недавно, меньше трёх месяцев, уже понятно, что это голевой автомат. Если Вагнеру, например, случается быть не в духе, то хандрящего Думбию представить сложно. Он всегда в настроении, всегда нацелен на ворота, всегда готов к борьбе. Его какая-то ледяная, совсем не африканская неумолимость поражает. Команда и игрок удачно совпали характерами, и, думается, мастерство форварда стало одним из ключевых факторов, что позволили ЦСКА осенью изготовить своё победное клише «3:0».
Редкостный, пожалуй, даже нездешний автоматизм армейцев – не только повод для гордости, но и причина для беспокойства. Ведь дорогую, безупречно работающую машину иной раз способен вывести из строя какой-нибудь пустяк. Правильно вести себя с хорошей техникой – искусство отдельное, не каждому на наших просторах доступное. Как-то получится у армейских конструкторов?