Из почти полусотни футболистов, успевших отметиться и в ЦСКА, и в «Зените», можно составить не одну вполне жизнеспособную сборную. Это неудивительно: через армейскую «службу» в рядах ЦСКА прошло немало будущих и бывших зенитовцев. Да и не только зенитовцев – «закон един для всех», а потому во веки веков комплектование всех без исключения армейских команд происходило при активнейшей помощи Закона о всеобщей воинской обязанности. Да, нередко командам мастеров удавалось всеми правдами и неправдами укрыть своих ведущих игроков от цепких лап всесильного в союзные времена военкомата, но получалось это далеко не всегда, да и это совсем другая история.
Мы же остановимся на фамилиях тех игроков, которые разными путями всё же оказались в рядах московских армейцев (до или после «Зенита»), и оставили в истории обоих клубов более-менее заметный след. Причём, стоит отметить, что важнейшую роль в судьбах почти всех игроков нашей символической сборной принимал прославленный ленинградский тренер Павел Садырин, приведший к чемпионству и «Зенит», и ЦСКА, и остающийся до сих пор для болельщиков обеих команд фигурой воистину культовой.
Окрошидзе
Боков – Д. Быстров – Колотовкин – В. Иванов
Хомуха – Радимов – Брошин
Шелагин – Кулик – Дмитриев
Юрий Окрошидзе
Драматичная фигура в новой истории «Зенита». Одно из самых перспективных дарований ленинградского футбола 1980-х, чемпион мира и вице-чемпион Европы (U-16), лучший вратарь нескольких представительных юношеских турниров, в адрес которого рассыпался в похвалах сам Король футбола Пеле – а на высшем уровне практически так и не поиграл. Почти 6 лет ожидания в дубле «Зенита» за спиной неувядаемого Бирюкова, пара неплохих сезонов за нашу команду в первой российской лиге, потеря доверия со стороны нового тренера команды Садырина, а затем многолетнее болтание по различным командам в тщетных поисках футбольного счастья. Одной из этих команд оказался и ЦСКА.
Максим Боков
Один из ведущих игроков обороны «Зенита» самого смутного времени в его истории – первой половине 1990-х. Сделал очень немало в тот тяжёлый период для сохранения умирающей команды и для последующего её возвращения в высшую лигу. Ушёл в ЦСКА зимой 1997-го вслед за тренером Павлом Садыриным после грандиозного скандала вокруг «Зенита» в конце предыдущего сезона.
Дмитрий Быстров
Чемпион и обладатель кубка СССР 1991 года, провёл в составе армейцев около двух сотен официальных матчей, а в 1995-м откликнулся на призыв своего бывшего тренера Садырина помочь возродить петербургский «Зенит». И помог, проведя прекрасный сезон 1995 года, по итогам которого «Зенит» вернулся в высшую лигу.
Сергей Колотовкин
Будучи в середине 1980-х игроком зенитовского дубля, Сергей как-то получил не слишком лестную публичную оценку от прямолинейного Садырина: «Футболиста из него не получится». После чего ему ничего не оставалось, как уйти из команды, в которой в него настолько откровенно не верят, в ЦСКА, где он мог бы что-нибудь доказать.
Но тот же Садырин, возглавив армейцев в 1989-м, не стал упорствовать в своей давней оценке, а дал игроку шанс, которым тот сполна воспользовался, на протяжении нескольких лет оставаясь твёрдым игроком основы чемпионского ЦСКА.
Василий Иванов
На рубеже 1980-90-х на этого перспективного защитника в несчастном «Зените» очень рассчитывали. Но Иванов, вслед за стремительно разбегавшимися из провалившейся в первую лигу команды ленинградскими игроками, которые ещё что-то собой представляли, предпочёл также перебраться в команду рангом повыше. В ЦСКА под руководством Садырина стал чемпионом и обладателем кубка СССР, вскоре после чего отправился за рубеж, вернувшись в российский футбол только в новом веке.
Дмитрий Хомухa
Он пришёл в «Зенит» вместе с Садыриным в 1995-м, и ушёл вслед за тренером в ЦСКА зимой 1997-го, оставшись в памяти петербургских болельщиков ответственным, трудолюбивым фланговым хавбеком и мастером исполнения штрафных ударов. Мог бы, пожалуй, в «Зените» и остаться, но новый тренер команды Бышовец заинтересованности в этом игроке не проявил. В ЦСКА же ещё несколько лет оставался твёрдым игроком основы.
Владислав Радимов
В начале 1990-х Радимова иначе как «золотой мальчик российского футбола» в прессе не называли. Уж больно очевидным был его большой футбольный талант, которому, казалось, требовалась лишь огранка, чтобы он засверкал на весь мир. Но в родном городе применения ему найти было непросто: все петербургские команды мастеров играли в то время в низших лигах, а потому в 1992 году 16-летний вундеркинд оказался в ЦСКА. Где ещё несколько лет походил в звании подающих надежды, после чего отправился завоёвывать Европу. Там у него дела явно не заладились, причём, настолько, что где-то в 25 лет он даже хотел завершить свою карьеру.
Настоящим спасением для него явилось приглашение из Самары от Тарханова. Там он воспрянул духом, и в 27 вернулся, наконец, в Петербург, став капитаном и лидером «Зенита» времён тренера Петржелы. Он успел поучаствовать и во всех достижениях нашей команды 2007-08 г.г., но, признаем, вклад ветерана в них был уже не столь велик – тон в игре «Зенита» задавали другие лидеры.
Валерий Брошин
Чемпион СССР 1984 года, один из самых ярких игроков золотого «Зенита», в следующем году с подачи главного тренера команды Садырина был назидательно отчислен за нарушения спортивного режима. После чего отправился «служить в армию», быстро оказавшись в составе ЦСКА. Возглавивший несколько лет спустя армейцев Садырин вновь, как и в случае с Колотовкиным, не стал упорствовать в своём прежнем мнении об игроке, дав Брошину ещё один шанс. В итоге Валерий стал чемпионом и в составе ЦСКА. В 1995-м вернулся в «Зенит» - теперь уже сам Садырин пригласил игрока помочь ему. Долгим повторный альянс с родной командой не получился, хотя свою лепту в решение задачи возвращения «Зенита» в высшую лигу Брошин, конечно, внёс.
Евгений Шелагин
Единственный игрок из состава нашей символической сборной, никакого отношения к тренеру Садырину не имевший. Более того, завершивший свою игровую карьеру ещё до его рождения. Коренной ленинградец, средний из трёх братьев Шелагиных – популярных довоенных ленинградских форвардов, первый клубный чемпионат СССР встретил рядовым РККА в составе ЦДКА. Остался в истории армейцев как лучший бомбардир команды в первом чемпионате СССР.
А в истории всего отечественного футбола остался, как обладатель до сих пор непобитого рекорда – 5 голов в одном матче, установленного им в 1938 году, в пору выступлений за ленинградский «Спартак». После чего форвард отыграл сезон в составе «Зенита», но толком раскрыться у нас так и не сумел. А вскоре началась война...
Владимир Кулик
Беспрекословный лидер атаки «Зенита» первой половины 1990-х, один из самых ярких игроков нашей команды того периода, капитан садыринского «Зенита» 1995-96. Как и Боков с Хомухой, ушёл вслед за Садыриным в ЦСКА зимой 1997 года, став лидером атак и в армейском клубе.
Сергей Дмитриев
Ещё один «птенец гнезда Садырина». Чемпион СССР 1984 года в садыринском «Зените», чемпион и обладатель Кубка СССР 1991 года в садыринском ЦСКА, ключевой игрок «Зенита» в пору его возвращения в высшую лигу в 1995-м под руководством того же Садырина. В молодости никогда не скрывавший своего желания всю карьеру посвятить родному «Зениту», в итоге вынужден был сменить почти полтора десятка клубов из полудюжины стран. Такая вот судьба...
Неплохая сборная получилась, не правда ли? А ведь это только игроки, оставившие след в истории и той, и другой команды. А ведь были ещё и зенитовские армейцы (или армейские зенитовцы, если больше нравится) с не менее известными именами, но больше запомнившиеся в истории только одной команды: чемпион-84 Веденеев, первый капитан «Зенита» в российских первенствах Левин, прекрасный вратарь «Зенита» 1960-х Востроилов, нынешний администратор «Зенита» Гусаков, не говоря уже о Семшове и Семаке, Мананникове и Лебеде, Машкарине и Приходько, Жигунове и Шаповаленко, и ещё добрых пары десятков менее известных.
ЦСКА – «Зенит»
О долгой и крайне примечательной истории взаимоотношений этих соперников во времена союзных чемпионатов можно прочитать здесь.
В российских же чемпионатах суммарное преимущество пока на стороне армейцев: в 31 проведённом матче 8 побед «Зенита» при 10 ничьих и 13 поражениях. Разность мячей также не в нашу пользу: 37:42 (в этой статистике учитывается истинное число матчей и голов, т.е. вместо технического поражения имени затейников из КДК весной этого года учтён реальный результат матча 1:1).
Лучшим бомбардиром «Зенита» в этих матчах остаётся Александр Кержаков – 4 гола. На счету Спивака – 3.
Среди армейских голеадоров также изменений не произошло: по-прежнему лучшим остаётся Вагнер Лав с результатом 5 голов, Кулик второй – 4 гола.
Про матчи, в которых встречаются соседи по турнирной таблице, обычно говорят: игра за 6 очков. Штамп избитый, но, в принципе, верный: победа одной из команд не только приносит ей 3 полновесных очка, но и одновременно не даёт пополнить очковый запас и сопернику. В этом смысле воскресный матч очень важен для «Зенита» - отставание от армейцев не так и велико, и в наших силах сократить его и вовсе до незначительного. В конце концов, не так страшен чёрт, как его малюют – ведь побеждал же Спаллетти армейцев в Москве в прошлом году. Причём, побеждал уверенно, спокойно, на классе, непосредственно на футбольном поле, без всякой помощи от КДК.
Почему бы не повторить и в этом году?
Дмитрий Догановский