Одному из самых знаменитых футболистов в истории «Зенита» Фридриху
Михайловичу Марютину исполняется сегодня 85 лет. В жизни он человек
необычайной скромности и обаяния, на поле был напорист и неудержим.
Неудержим благодаря удивительной, «бразильской» технике обращения
с мячом и взрывной скорости.
Заслуженным мастером спорта Фридрих Михайлович, или Фрида, как звали его товарищи по команде и болельщики, стал еще в 1951 году. С именем у Марютина вообще история любопытная. Имя новорожденному родители выбирали отнюдь не самостоятельно. Легендарный форвард родился на пароходе, следовавшем из Баку в Астрахань. Событие, согласитесь, неординарное. Капитан корабля собрал на совет в кают-компанию всю парт организацию, и решение было принято коллективно: назвать новорожденного в честь Фридриха Энгельса, времена-то были революционные.
В биографии Марютина вообще много любопытного. Свой первый официальный футбольный матч он провел за «Зенит». Правда, из подмосковных Подлипок (ныне город Королев). В 1946-м уже перебрался в команду его жизни — «Зенит» ленинградский. За десять лет отыграл в нем 211 матчей, забив в них 46 голов — очень много, если учесть, что Марютин не был центрфорвардом.
Игра Марютина была оценена по достоинству. Трижды он входил в список 33 лучших футболистов страны. Сыграл за сборную СССР на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году.
«Зениту» он был верен всегда. Верность — вообще отличительное качество Фридриха Марютина. Однолюб. У него прекрасная семья, уютный дом. Просить что бы то ни было для себя Марютин никогда не умел. Двухкомнатную квартирку на Васильевском, в которой проживает семья, получил не заслуженный мастер спорта, а его жена. У квартиры этой в течение многих лет было одно гигантское, с точки зрения Марютина, преимущество: на той же лестничной клетке жил близкий друг Фридриха Михайловича, тоже знаменитый футболист «Зенита» Борис Яковлевич Левин-Коган. Но, увы, его уже нет с нами. Верность дружбе — еще одна черта характера Марютина. Дружит он навсегда, а добр и отзывчив ко всем, кто с ним знаком. Верность клубу тоже навсегда. Из «Зенита» он не уходил, после тяжелой травмы ветерана «попросили». Звездный форвард два года поиграл за ленинградский «Адмиралтеец», причем играл, как обычно, здорово и помог команде, поначалу называвшейся «Авангардом», выйти в класс А, как тогда именовали элитный дивизион.
А потом была длинная тренерская карьера. Верный Питеру человек Фридрих Марютин только в городе на Неве и работал. Входил в тренер ский штаб «Зенита», был главным тренером команд завода ЛОМО. Под его руководством мужская команда этого предприятия многократно выигрывала чемпионат Ленин града — традиционно сильный турнир.
Верный футболу Марютин вырастил и сына футболиста — Петра. Антонина Марютина, жена Фридриха Михайловича, в частной беседе высказала однажды «крамольную» мысль: сын по таланту превосходит отца. Присутствовавший при этой беседе легендарный форвард, муж и отец, радостным кивком это подтвердил. Петр Марютин был приглашен в «Зенит», но дальше дубля дело не пошло.
Выросло несколько поколений болельщиков, никогда не видевших Фридриха Михайловича на поле. Но всем им отлично знакомо его имя, ветерана по-прежнему любят в Питере, относятся к нему тепло, можно даже сказать, нежно. Пока позволяло здоровье, он не пропускал домашних матчей «Зенита». И любой болельщик запросто мог пообщаться со звездой, совершенно не подверженной звездной болезни. И получить его неизменно доброжелательный комментарий.
Собственно, только здоровья и остается пожелать этому обласканному всенародной любовью человеку. И долгих лет!