Голкипер «Зенита» — о прощании с большим футболом.
— Вы, наверняка, долго готовились к этому событию, но все равно не смогли сдержать слез. Опишите свои эмоции.
— Все эмоции остались уже на поле. Перед игрой были мысли, что надо попробовать сдержаться, но как только я вышел на поле, уже не смог. Действительно, получилось эмоциональное событие. Пока я делал круг по стадиону, передо мной вся футбольная жизнь пролетела. Вроде бы такая долгая карьера, и вот уже всё — 37 лет, футбол, в полноценном понимании футболиста, завершается. Вроде, торжественное событие, меня отлично приветствовал стадион, но все равно немного грустно. Какое-то время я понимал, что этим все закончится, но всё как-то не решался поставить точку и тянул с этим до последнего.
— Вы дебютировали в 20 лет из-за дисквалификации основного вратаря «Зенита» Романа Березовского, и еще 2 года вам приходилось доказывать свою состоятельность. Что бы вы могли посоветовать молодым вратарям? Какими качествами им нужно обладать?
— У меня сейчас промелькнула такая мысль, что я начал карьеру с ничьи и закончил ничьей... Что могу пожелать? Безусловно, карьера футболиста непроста и складывается из черных и белых полос. Нельзя сидеть, сложа руки, думая, что у тебя сейчас черная полоса, а завтра или через год будет белая. Нужно сражаться за свое место, за место под солнцем. В моей карьере было достаточно много эпизодов, когда приходилось сражаться, доказывая, что ты сильнее. Каждый раз, когда ты побеждал в этих дуэлях, то ты становился сильнее, опытнее. У тебя появлялись знания и умения, как соперничать. У вратарей своя отдельная кухня, в которую многим интересно заглянуть. Мне же по жизни повезло. Начиная с детских лет, со всеми моими коллегами-соперниками я поддерживал хорошие отношения. Возможно, это я быстро адаптируюсь, но у меня не было проблем ни с кем. Наверное, в этом и был определенный успех, что я не держал ни на кого зла и не пытался своему коллеге сделать плохо. Просто делал свое дело, старался, тренировался, доказывал. Всем, у кого опускаются руки — никогда не сдавайтесь, и все у вас получится. Рано или поздно вам, может, придет понимание, что это не ваше, но если сдаться сразу, то в жизни будет очень сложно, ведь жизнь — это трудная штука, и я это говорю не как футболист, а как человек, который сталкивался со сложными ситуациями по жизни. Невозможно ни от чего застраховаться, и всегда нужно бороться.
— Сегодня перечисляли все ваши титулы, но были и печальные игровые моменты. Вспоминается поражение сборной России от Португалии 1:7. Все предрекали вам психологическую травму. Как вами преодолевался тот момент?
— Как я уже говорил, это те трудности, через которые надо пройти. Если ты их проходишь, то становишься сильнее как футболист, и как личность. Да, это было непросто, потому что и пресса, и болельщики других команд поливали грязью. Пошел бы я на замену в 2004-м в том матче, который мы выиграли у будущих чемпионов Европы, зная, что через полгода получу 1:7? Я долго думал, но не нашел ответа.
— Не жалеете о своем решении покинуть сборную России?
— Нет. В тот момент я поступил правильно. Скорее всего, через полгода я бы все равно потерял это место, так, как потерял место в «Зените», и ушел таким вот образом. Скорее всего, я уже понимал, что ресурс футбольный истощается и нужно себя поберечь, а может, наоборот, понизив планку, сделал себе хуже. В любом случае, никогда и ни о чем не нужно жалеть. Просто прежде чем что-то сделать, нужно хорошенько подумать. Не просто сопоставить факты, а подумать сердцем, душой. Себя ты не обманешь.
— На своем сайте вы написали, что с футболом не прощаетесь. В каком качестве вы себя видите в футболе?
— Я бы хотел все равно остаться в структуре «Зенита» в качестве консультанта, эксперта, человека, который будет помогать адаптироваться иностранным или приезжим футболистам, начиная от бытовых вещей — поиска нянечек, водителей или даже съема квартиры. Последние годы я этим по сути и занимался.
— Карьера комментатора вас не привлекает?
— Честно говоря, я об этом не задумывался, но это точно будет дорогое удовольствие для канала!
— Можете назвать три самых ярких момента в карьере?
— 2007 год, чемпионство, Раменское. 2012-й, Порту. И, наверное, 2001-й, бронзовые медали.
— А выход на замену в матче с Македонией и взятый пенальти?
— Это момент, который вошел в историю и, возможно, каким-то образом повлиял на завоевание бронзовых медалей на чемпионате Европе. Но это был маленький шаг, взятый пенальти. Возможно, это был вклад в ту победу.
— Был разговор о том, что если «Зенит» будет вести, то вы выйдете на замену, может, на несколько минут.
— Да, был разговор, что если мы будем вести 2-3 мяча, то я бы вышел на последней минуте. Я даже рефери сказал, что если на последней минуте я буду стоять и ждать замены, а мяч не будет выходить, чтобы он не свистел. Он посмеялся.
— «Зенит» сегодня потерял шансы на чемпионство и практически лишился Лиги чемпионов. От этого праздник становится грустнее?
— Безусловно, отделять себя от клуба и результата неправильно. Это печально, но все-таки здесь не надо сдаваться и опускать руки. Бывают разные ситуации футбольные и жизненные. Сейчас настроение не очень хорошее. В какой-то степени, мы сами уступили свои моменты, в какой-то — помешали обстоятельства. Я бы не сказал, что «Зенит» потерял мотивацию и опустил руки в борьбе за чемпионство, и тренер это показывал каждый раз на тренировках и играх. Сами ребята тоже переживают неудачи, но, к сожалению, сейчас сложилась такая ситуация.
— Династия Малафеевых будет? Максим станет футболистом?
— Он уже показывает неплохие результаты, но я его два месяца уговаривал не вставать в ворота. Он у меня бегал в нападении, а потом говорит: «Папа, я буду вратарем». Я ему: «Тебе это точно не нужно», но он каждый день ходил и просил купить ему перчатки. После двух месяцев я понял, что раз он не сдался, то характер есть, и купил ему перчатки. Сейчас он играет и в поле, но больше стоит в воротах.
— Во время Евро-2016 будет презентован ваш третий фильм. Можете раскрыть какие-то секреты, относительно его?
— Много нюансов я раскрывать не буду, презентация будет уже 30 мая. Там все и узнаете. По сути, из документального кино сложно сделать шедевр, за который тебе дадут «Оскара». Это будет один из моих фильмов, через которые я бы хотел показать молодым ребятам, к чему стоит стремиться, и, конечно, сделать упор на вратарей.