КДК РФС вынес свой вердикт по серии инцидентов с участием болельщиков "Анжи" и "Зенита", а также представителей сил правопорядка во время матча 17-го тура между двумя клубами в Махачкале.
Заседания на прошлой неделе КДК не хватило. В предыдущую среду "Анжи" и "Зенит" были наказаны за использование их болельщиками пиротехники, а хозяева - еще и за скандирование трибунами нецензурных выражений. Главный вопрос был вынесен в отдельное производство, по нему открыли служебное расследование РФПЛ. Список проблемных моментов матча на махачкалинском стадионе "Динамо" всем известен: размещение фанатов "Зенита" в "проходном" гостевом секторе, из-за чего в итоге обострился конфликт между питерскими и местными болельщиками, метание камней и оторванных пластиковых кресел, силовое воздействие со стороны спецподразделений полиции на поклонников гостей.
Искать виновных и их карать КДК не в силах, этот орган РФС штрафует клубы в зависимости от тяжести проступков их самих и их поклонников. В суммах штрафов можно искать какую-никакую оценку того или иного случая. Хотя эту самую оценку РФС устами Сергея Фурсенко уже дало. После совещания по вопросам обеспечения безопасности болельщиков на стадионах президент РФС сообщил журналистам: ничего бы "эдакого" в Махачкале не было, не допусти организаторы незначительные проколы, которые в итоге привели к большой головной боли.
На разбор махачкалинского вопроса вместе со свежими нарушениями члены КДК потратили чуть больше двух с половиной часов. В Дом футбола пригласили представителей "Анжи" во главе с гендиректором клуба Германом Чистяковым, привлекли к обсуждению и сотрудников РФПЛ - а не только прикрепили к делу справку с результатами расследования. Составив полную картину, комитет под руководством Владимира Каткова постановил: оштрафовать "Зенит" и "Анжи" на 100 тысяч рублей за неправомерные действия болельщиков, за необеспечение принимающей стороной общественного порядка и безопасности на стадионе выписать махачкалинскому клубу штраф в 500 тысяч рублей и применить к нему условное наказание в виде двух матчей на нейтральном стадионе в другом городе с испытательным сроком три месяца.
- Болельщики вели себя, скажем мягко, не совсем правильно. А к "Анжи" применен максимальный штраф по статье о необеспечении порядка на стадионе. Если столь же серьезные нарушения повторятся в течение трех месяцев, санкция в виде двух матчей в другом городе из условной станет безусловной, - пояснил Катков немногочисленным представителям СМИ.
На вопрос о причинах конфликта он пояснил:
- Столкновения между болельщиками "Анжи" и "Зенита" начались за день до матча основных составов - на игре молодежных команд, когда поклонниками махачкалинцев был отнят у поклонников питерцев флаг их команды. За этим последовали другие некорректные действия. А на матче все началось из-за того, что были допущены достаточно серьезные нарушения в части организации работы по размещению болельщиков "Зенита" в гостевом секторе. Представители "Анжи" пытались объяснить это тем, что в письме "Зенита" говорилось о 150 болельщиках, а приехало в итоге 350. 150 человек были встречены, накормлены и напоены, им организовали какую-то культурную программу. Но в итоге махачкалинский клуб согласился: у него была возможность принять и больше болельщиков, такой вариант они были обязаны предусмотреть. Это же распространенное явление, люди имеют право приехать не в организованном порядке, что в итоге и произошло. Никаких сложностей не должно было быть, так как даже с превышением заявленной численности поклонники "Зенита" умещались в одном секторе. К сожалению, нарушений много и все они достаточно "простые". Это ложка дегтя в бочонке меда, который "Анжи" старается делать, в том числе и в организации матчей. Что ж, это станет своеобразным холодным душем по некоторой успокоенности. Видимо, думая о чем-то большом, в клубе не обратили внимания на достаточно простые вещи.
Версию о том, что катализатором послужил имперский черно-желто-белый флаг питерских фанатов с изображением руны "одал" и надписью "Зенита" готическим шрифтом, Катков отверг:
- Это не так. Это не проявление нацизма или фашизма. Кто вам такое сказал? Рисунок этой руны был представлен на заседании, она не напоминает свастику - даже при большой фантазии. Как и вам, мне известно, что означает и где применялась эта руна. Вот лежит моя черная папка, в ней есть подробное описание. В фашистской Германии использовалось одиннадцать рун, а запрещена у нас только свастика. И этот отдельно взятый момент с флагом не мог нами рассматриваться - здесь нет никаких нарушений действующего законодательства и регламентных норм. Было достаточно много других просчетов.
При напоминании о менее суровом наказании сторон по итогам разбора конфликта в Самаре во время матча "Крылья Советов" - "Спартак" глава КДК заметил:
- В Махачкале ошибок было больше. Именно по количеству. В Самаре в итоге пришли к тому, что 700 человек через три турникета за 10 минут пройти не могут - стало ясно, что просто над вопросом запуска болельщиков никто не думал. Служба безопасности просто ходила кругом и ждала. Нам говорят, что у болельщиков принято приходить в последнюю минуту. Но нужно создать условия, а этого не было. В случае с Махачкалой речь идет о наборе не сложных, но серьезных нарушений.
Главный болельщицкий вопрос 18-го тура - появление посторонних на поле "Арены Химки" в концовке матча "Динамо" - "Волга", один из которых повеселил публику болтающимися шортами и неудачной попыткой повисеть на перекладине. Рассуждая об этой игре, Катков позволил себе широко улыбнуться:
- Как бы помягче сформулировать… Здоровый юмор в футболе должен присутствовать, у нас и полуобнаженные девушки как-то на поле выбегали. Здесь же болельщицы передали пальму первенства болельщикам. А "Динамо" мы наказали на 100 тысяч рублей за необеспечение общественного порядка. Выход болельщиков на поле, тем более в таком ракурсе, приравнивается к серьезному нарушению. Мы же не знаем, с какими целями и с чем они идут на газон.
А вот "банановый" вопрос заставил главу КДК погрустнеть: так и не найденный самарский "бананщик" - как укор не только представителям МВД, но и РФС с РФПЛ. Катков в "обмен" предложил другой нашумевший случай:
- По самарскому "бананщику" дополнительных сведений нет. Зато могу сказать, что мы вернулись к вопросу о Лазовиче в Нижнем Новгороде. Еще раз подтверждаем позицию КДК: мы дождемся официальной оценки действия работника полиции от Следственного комитета, после чего вынесем решение по Лазовичу. Это логично, корректно, правильно. Юридических сложностей у нас нет, но раз два участника - определимся с Лазовичем после получения оценки действий работника полиции.