Полузащитник «Зенита» Жозе Маурисио рассказал о карьере в Бразилии, учителе Экторе Бракамонте и жизни в Петербурге.
«ИДЕШЬ В МАГАЗИН, А ФАНАТЫ ВЫСКАЗЫВАЮТ ПРЕТЕНЗИИ»
- Жозе, вы выросли в «Коринтиансе», но дебютировали в первой команде «Флуминенсе». Трудно было менять родной Сан-Паулу на Рио-де-Жанейро?
- Да, непросто. Я играл за «Коринтианс» лет 8-9. А когда мне исполнилось шестнадцать, перебрался во «Флуминенсе». Я не хотел уезжать, надеялся, что все-таки сыграю за первую команду «Коринтианса». Но ничего не получалось, и мы с отцом посчитали, что пора менять клуб. Так появился вариант с «Флуминенсе». И это был отличный выбор. Спустя год я уже играл во взрослой команде.
- В те годы «Флуминенсе» как раз выходил в финал Кубка Либертадорес. Вам удалось сыграть?
- Да, это был 2008 год. Я играл почти во всех матчах Кубка Либертадорес.
- И какой турнир круче по эмоциям: Кубок Либертадорес или Лига чемпионов?
- У меня всегда была мечта играть в Лиге чемпионов. Лучший в мире турнир. Знаете, в чем разница? Кубку Либертадорес не хватает той атмосферы, что есть в европейских матчах. Но этот турнир очень важен для Южной Америки.
- Свой первый гол за «Флуминенсе» вы забили в ворота «Фламенго». Это событие случилось на легендарной «Маракане»?
- Именно! Я был безумно рад, гол в класико – просто мечта. Да и свой второй мяч, если не ошибаюсь, забил тоже «Фламенго».
- Гол в класико, в вашем случае даже два, сразу делают игрока кумиром фанатов?
- Возможно, это помогает. Но нужно еще стабильно играть, стать чемпионом, ладить с болельщиками. Стать кумиром просто забивая голы, не получится.
- В Бразилии очень требовательные фанаты. Игрокам «Флуминенсе» от них доставалось?
- Помню, что в 2009 году мы были на грани вылета во второй дивизион. Тогда болельщики проходу не давали. Футболисты не могли спокойно на улицу выйти. Идешь в магазин, а фанаты высказывают претензии. Собираешься в кино, тебе говорят, что отдыхать должен, а не фильмы смотреть. Но нам тогда удалось выиграть восемь из девяти матчей и остаться в Серии А.
«БРАКАМОНТЕ УЧИЛ СЛОВАМ, ПОВТОРЯЛ ИХ ПО 20 РАЗ»
- Перед тем, как вы подписали контракт с «Тереком», ходили слухи, что и «Спартак» проявляет интерес.
- Лично я ничего об этом не знал. Тогда слышал лишь об интересе «Терека».
- Вы рассказывали, что больше всех помог адаптироваться Эктор Бракамонте.
- Да, он помогал во всем! Был и вторым отцом, и братом, и другом. Мы очень быстро сдружились. Возможно, Эктор самым важным человеком для меня на старте карьеры в России, он научил меня по-другому смотреть на жизнь.
- В каком плане?
- Брака стал примером, как должен вести себя профессиональный футболист, да и в жизни всегда помогал другим. Именно он учил меня говорить по-русски. Мы часто вместе пили кофе, ужинали, иногда делали барбекю.
- Как Эктор учил вас языку?
- В процессе общения. Брака очень хорошо говорил по-русски. И учил отдельным словам. Повторял их по 15-20 раз, - смеется Маурисиу. – А если я их забывал, повторял еще 20 раз.
- Бракамонте - известный любитель игры на гитаре. Какую музыку предпочитал?
- В основном блюз. Вообще Эктор такой человек, который все умеет понемногу. Он, например, и повар неплохой. Всегда сам делал барбекю.
- Лезгинку танцевать научились?
- Нет, но иногда пытался какие-то движения исполнить в такт музыке. Зато много раз видел, как танцуют лезгинку и мужчины, и женщины.
«ДЗЮБА БИЛ СИЛЬНЕЕ ВСЕХ»
- К игре «Зенита» вы адаптировались. А что насчет города? Появилось любимое место в Петербурге?
- Мы с семьей чувствуем себя тут комфортно. Город красивый, всегда есть выбор, пойти в парк, ресторан или посмотреть достопримечательности. Мы еще ни разу не повторялись, каждый день едем в новое место.
- Уже ужинали в ресторане «Мансарда»?
- Да. Когда только подписал контракт с «Зенитом», отправил сообщение Халку, чтобы он посоветовал какое-нибудь ресторан. Он сразу назвал «Мансарду». Так что это первый ресторан, который я посетил в Петербурге.
- После «Терека» вы попали в команду звезд. Чувствуется разница в менталитете, в поведении?
- После шести лет в одной команде трудно сразу привыкнуть к новой обстановке, атмосфере. Но в «Зените» меня приняли очень хорошо. Да, игроки звездные, но помогали мне во всех вопросах.
- Главное отличие «Терека» от «Зенита»?
- У «Терека» пока нет собственной базы, это вызывало некоторые неудобства.
- А чем отличается Виллаш-Боаш от Рахимова?
- Наверное, только по менталитету: европейский и российский. А так оба прекрасные тренеры, помогли мне прогрессировать.
- Вы встречались с игроком, который шутит больше, чем Артем Дзюба?
- Наверное, нет! В команде хорошая атмосфера, шутить умеет не только Дзюба.
- Вас Дзюба еще не разыгрывал?
- Пока нет. Но когда я пробегал по уже известному всем «туннелю», Дзюба бил сильнее всех, - смеется бразилец.
- По крайней мере два легионера чемпионата России (Ломбертс и Гилерме) знают слова гимна России. У вас как с этим дела?
- Порадовать нечем. Я только русский более или менее выучил. Исполнение гимна нужно тренировать. Но когда я увидел, как Нико поет гимн, очень впечатлился. Это круто! Видно, что Ломбертс с большим уважением относится к стране, к клубу, в котором провел уже много времени.
- Недавно игрок «Краснодара» Жоаозинью рассказывал, что посмотрел «Семнадцать мгновений весны» без перевода. Вы пробовали осилить какие-то российские фильмы?
- Да, и какие-то вещи я понимал очень хорошо, но в чем-то так и не разобрался до конца. Посмотрел, например, фильм «Брат». Отличное кино! Такие картины дают возможность понять культуру страны, ее недавнюю историю. Плюс так я учу новые слова, пытаюсь копировать произношение, интонацию.