Игорь Егоров: "Арбитры - главное несчастье футбола"
- Как оцениваете уходящий год?
- Думаю, он прошел не хуже других. А возможно, и лучше. Потому что появилось много талантливых молодых арбитров, которые проявили себя и, на мой взгляд, прилично отработали на матчах.
- Кого имеете в виду?
- В первую очередь Алексея Еськова, Михаила Вилкова и, конечно, Виталия Мешкова, дебютировавшего в этом году в премьер-лиге. Ребята с хорошим потенциалом.
- Еще одно достижение года: Алексея Николаева включили в элитную группу арбитров УЕФА, и он теперь кандидат на судейство матчей чемпионата Европы.
- Безусловно. В предыдущие три-четыре года ни один российский арбитр на чемпионаты Европы и мира не попадал. И, конечно, для нашей страны это огромный прогресс.
- Приглашение Николаева не связано с победой нашей заявки на проведение чемпионата мира?
- Нет. Эти два события связывать нельзя. Включение Николаева в элитную группу УЕФА говорит о том, что российская школа футбольных арбитров не так плоха. И то состояние застоя в среде футбольных арбитров, которое у нас было еще недавно, закончилось. Потому что с каждым годом в судейство идет много молодых и перспективных ребят. И наша общая задача - сохранить их как личности и как арбитров.
- Тем не менее в начале сезона в адрес судей раздавалось очень много критики.
- Так о ком еще говорить? Арбитры, по мнению нашей общественности, - самые большие фигуры и самое большое несчастье всего футбола, не только российского. Такая у нас профессия, ничего не поделаешь.
- Если на Юрия Баскакова в этом сезоне перед матчем "Спартака" и "Локомотива" одновременно пытались давить через прессу и Юрий Семин, и Валерий Карпин, то самим судьям говорить вообще запретили. Разве это справедливо?
- Не могу отвечать за других - только за себя. Поэтому скажу так: мы люди, которые работают по контракту. То, что от нас требует руководство, мы должны и будем выполнять. Запретили давать комментарии - значит, запретили. По каким причинам? Даже думать не буду на эту тему. Сезон закончился - теперь можно поговорить о разумных вещах, о том, что нужно делать в будущем. А дискутировать о том, что происходит в нашей среде, не собираюсь.
- Существенно ли изменилась ваша работа с приходом на пост главы судейско-инспекторского комитета Владимира Чуба?
- Я живу в совершенно другом регионе. И в принципе та схема, по которой работали, не изменилась. Это постоянные семинары, сборы, анализ и проведение матчей. Могу сказать, что для меня приход нового руководства прошел незаметно.
- А не удивило, что судейский корпус возглавил экс-губернатор Ростовской области?
- Есть руководство российского футбола. Оно выбирает и назначает на эти должности того, кого считает нужным. Каждый должен выполнять свою работу. Футбольный арбитр - судить.
- А должны ли оценивать работу арбитров люди, сами никогда не судившие? Ведь в ЭСК в этом сезоне помимо бывших рефери входили неспециалисты и непрофессионалы в области судейства.
- Я ни о чем не думаю. Выполняю работу, которая прописана у меня в контракте, а думать должны вышестоящие чиновники, которые руководят нашим футболом. Правильно это или нет - мы на эту тему пока можем только рассуждать. Результат увидим в будущем. Давайте подождем, пока он придет.
- Самый сложный для судейства матч чемпионата?
- По ощущениям, наверное, "Спартак" - "Зенит". Хотя по большому счету он у меня складывался очень интересно и хорошо. Так что, скорее всего, все-таки "Динамо" - "Терек". В нем было много сложных моментов.
- А самый простой?
- Таких матчей у арбитра не бывает. Любая встреча из простой может превратиться в сложную. Один свисток, одно неправильное решение - и все… Поэтому концентрацию нельзя терять ни на секунду.
- Самым грубым в этом сезоне стал матч "Томь" - "Рубин" (в нем рефери Николай Иванов показал 15 желтых и 3 красные карточки, установив рекорд российских чемпионатов).
- Не знаю, что там произошло. Чтобы давать анализ, нужно находиться на поле. Что накопилось, почему так получилось… Может, повлияли какие-то мягкие решения арбитра в начале или произошла некая внештатная ситуация. Сложно говорить, не видя и, главное, не ощущая динамики игры.
- Баскаков прошел рубеж в 200 матчей. Как-то по-особому его поздравляли?
- По-особому - нет. Просто по-человечески. Знаю, что ему вручили планшетку, благодарственное письмо, были еще какие-то приятные моменты. Но торжественного салюта, конечно, не устраивали.
- Как думаете, сами этот рубеж преодолеть сможете?
- Хотелось бы. А как получится, не знаю. Поживем - увидим.
- Какие планы на межсезонье?
- Буду, как всегда, готовиться индивидуально.
- Какие новые правила и установки могут быть в этом году?
- Об этом пока ничего не слышал. Но к сбору перед сезоном будем знать обо всем. Если понадобится, станем судить по-новому.
- В этом году клубы, говорят, жаловались, что у них не было собраний с судьями, на которых те объясняли бы новые трактовки правил.
- Не думаю, что это правда. Даже на сборах многие ребята ездили в клубы, рассказывали и показывали, как и по каким правилам будем судить.
- От участия в чемпионате может отказаться "Амкар". Как думаете, два клуба из Нижнего Новгорода могут оказаться в премьер-лиге?
- А почему нет? Думаю, "Нижний Новгород" с удовольствием согласился бы попробовать себя в высшем дивизионе. В этом нет ничего страшного. Почему в Москве может быть несколько клубов премьер-лиги, в Московской области было два, а в Нижнем Новгороде - нет? По крайней мере в этом году клуб, игроки, тренеры своей игрой это заслужили. Фанаты у нас лучшие в мире. А город истосковался по большому футболу.