Экс-форвард сборной России Александр Панов:
Я закончил карьеру
Время неумолимо. Кажется, еще вчера этот нападающий забивал решающие голы в финале Кубка России и в матче с французами на «Стад де Франс», а сегодня он объявляет о завершении футбольной карьеры. Пришла пора строить другую жизнь — об этом в интервью «Спорту» рассказывает 32-летний Александр Панов.
Планирую заняться детским футболом
— Сейчас у меня статус свободного агента — говорит Александр Панов, — но могу сказать, что я закончил карьеру. Пока отдыхаю, занимаюсь своими делами, строю планы на будущее.
— Ваш контракт с «Зенитом» заканчивался только в августе 2008 года, не так ли?
— Да, но переговоры с клубом уже состоялись. Мы пришли к выводу, что мне не имеет смысла заниматься с дублем. Играть же за какую-то другую команду я не хочу.
— То есть соглашение с «Зенитом» вы разрываете по обоюдному согласию?
— Да.
— Неужели в вашей карьере действительно поставлена точка?
— (С легкой грустью.) Да, можете так и написать: «Александр Панов закончил карьеру».
— Не жалко?
— Нет. Всему свое время. Тем более что конец всегда один. Пора на покой. Пускай бегают и играют молодые.
— Говорили, что вы могли оказаться в петербургском «Динамо».
— Мог. Вел переговоры, но потом подумал, что нет смысла туда идти. Вот и все.
— У вас ведь был вариант и с московским «Спортакадемклубом», который тренирует Константин Сарсания.
— Да. Но все, как всегда, закончилось банально — на вакантное место вдруг приходит кто-то другой! (Смеется.) Вот и мне попасть туда не удалось. Но об этом, признаться, тоже не жалею. Видимо, дни моей карьеры были уже сочтены. Нет у меня больше желания играть. Надо заканчивать. Не хочется искусственно продлевать свой век, чтобы потом получить тяжелую травму. Кому нужны проблемы со здоровьем? Лучше спокойно закончу с футболом и сосредоточусь на чем-то другом.
— В какой момент приняли это решение?
— Внутренне был готов к этому после того, как завершил выступления за «Торпедо». Ушел в отпуск, и что-то так мне понравилось, что не захотел выходить из этого состояния! (Смеется.) Сначала, конечно, еще пытался себя как-то заставить, но ничего из этого не получилось.
— Чем планируете заниматься в ближайшем будущем?
— План один — я хотел бы поработать в РФС. У меня уже состоялся предварительный разговор с Виталием Леонтьевичем Мутко, мы обсудили направления нашего сотрудничества. Моя работа будет связана с развитием детского спорта. Я считаю, что необходимо создать условия для того, чтобы дети занимались футболом. К сожалению, сейчас нам этого очень не хватает. Надо выработать механизм развития детских школ, чтобы в дальнейшем в чемпионате России играли не столько легионеры, сколько наши собственные воспитанники. Пока же талантливым игрокам нет места на поле. В первую очередь потому, что в Россию приезжают иностранные футболисты, зачастую ничем не превосходящие наших.
— У вас же еще был собственный бизнес...
— Да. Над этим тоже размышляю.
Русским за границей делать нечего
— В России сейчас главная тема — возвращение Александра Кержакова. В свое время вы тоже проделали аналогичный путь, причем после Франции заиграли именно в московском «Динамо». Как вы считаете, почему Кержаков решился на такой шаг?
— Понимаю его, потому что в «Сент-Этьенне» тоже пережил смену тренера. Хорошо, что Саша полон сил и хочет играть. Но думаю, его возвращение подтверждает одну грустную истину: русским за границей делать нечего. К сожалению. Менталитет иностранцев в России более жесткий, чем у наших за границей. Я бы так сказал. Русский футболист там по большому счету никому не интересен. Нельзя не принимать во внимание и такой фактор: многие европейцы просто не любят русских. Пример Хуанде Рамоса, пригласившего Кержакова, скорее исключение из правил. Хотя надо признать, что Саша выиграл за рубежом немало титулов: это и Кубок УЕФА, и Кубок Испании, и Суперкубок Испании. Так что ему грех жаловаться. Другое дело, что он не захотел сидеть на скамейке. Что ему посоветовать? В первую очередь работать. Саша проживает в футболе яркую жизнь, но сейчас ему придется непросто. Хотя бы потому, что российский чемпионат стал более пресным. Смотришь, бывало, футбол и не понимаешь, за счет чего одна команда переигрывает другую.