— Подписание нового контракта — возможность подытожить предыдущий этап карьеры в «Зените». С одной стороны, вы десять лет практически бессменный страж ворот «Зенита», с другой — постоянно с кем-то серьезно конкурировали (с Романом Березовским, Дмитрием Бородиным, Камилом Чонтофальски). Как вы считаете, в карьере вам сопутствовала удача или было много трудностей?
— Сложно ответить однозначно. В моей карьере были взлеты и падения и не было момента, когда бы не приходилось доказывать свою состоятельность в конкурентной борьбе. Благодарен всем ребятам, с кем пришлось соперничать за место в основном составе. Все они профессионалы и порядочные люди, поэтому наши отношения развивались без ненужных интриг. Что касается «Зенита», то вспоминаются прежде всего приятные моменты — в 1999 году мы впервые после пятнадцатилетнего перерыва выиграли титул — Кубок России (я хотя и не принимал участия в турнире, но находился в команде). Затем удачно выступили в Кубке Интертото, выиграли бронзу чемпионата 2001 года. Не говорю уже о золотом сезоне-2007. Рад, что в последнее время приходилось участвовать во многих турнирах — Лиге чемпионов, чемпионате Европы.
— Можно ли сказать, что последние успехи в составе «Зенита» и сборной стали для вас компенсацией за определенные неудачи в прошлом?
— Да нет, просто раньше шло становление «Зенита». Рост не бывает безболезненным. При этом росли и команда, и я сам. Сегодняшние успехи немыслимы без тяжелого, кропотливого труда всех без исключения игроков.
— Какие вратари вам нравятся из тех, кто выступает сегодня, и из героев прошлых лет?
— Не акцентирую на этом особого внимания. Выступать на одном уровне на протяжении всей карьеры для голкипера нереально, поэтому у всех бывают спады. Так что однозначно лучших не выделю.
— В воскресенье «Зенит» играет с «Локомотивом». Как оцените вашего коллегу и визави Марека Чеха?
— Следил за ним, еще когда он выступал в «Луче-Энергии». Марек был одним из лидеров команды. С переходом в «Локомотив» ему пришлось перестроиться, все-таки класс команд разнится и задачи вратаря меняются. Но в нынешней ситуации, когда игра «Локомотива» почему-то не клеится, голкиперу сложно проявить себя.
— Тем не менее будет ли предстоящий матч для «Зенита» особенно принципиальным?
— В последние годы наши игры с «Локомотивом» всегда были упорными, и нынешнее противостояние не станет исключением. Особенно если учесть, что соперник не совсем удачно стартовал в сезоне, да и мы потеряли очки в матче с «Амкаром».
— Вы хорошо знаете по сборной России одного из лидеров «железнодорожников» Дмитрия Сычева. Знакомы ли вам его секреты нападающего и вообще изучаете ли вы перед игрой форвардов соперника?
— Конечно, я хорошо знаю манеру игры Дмитрия, но и он в свою очередь изучил мои сильные и слабые стороны. Так что никакого преимущества нет (смеется).
— Вратарь обязан руководить обороной. На протяжении нескольких последних лет ее состав в «Зените» интернационален. Вы полиглот или изобрели какое-то футбольное эсперанто?
— Основной язык общения — английский, им в той или иной мере владеют все иностранцы. Но когда шумит стадион, порой сложно докричаться и до русскоязычного игрока. Спасает то, что мы обсуждаем какие-то моменты взаимодействия перед матчем или в перерыве. Куда важнее сыгранность футболистов, которая приходит со временем.
— Правда ли, что Берт ван Линген более замкнутый человек, чем Кор Пот?
— Помощник Адвоката — нормальный человек, с которым можно общаться. Другое дело, что шутят обычно с людьми, которых хорошо знают, а Берт только недавно появился в команде.
— Недавно у Виктора Файзулина родился сын. Как поздравили молодого папу в команде?
— На тренировке ребята и руководство пожелали Вите удачи и успехов в карьере. Все традиционно и торжественно.
— Есть два мнения по поводу дальнейшей карьеры футболиста после рождения ребенка. Первое: год пропал. Второе: звание отца подстегивает к новым подвигам (например, прошлогодняя игра в Кубке УЕФА и на Евро Аршавина и Зырянова). Какое из них вернее?
— Все будет так, как сам человек решит. Если считаешь, что ребенок обременяет тебя, успехов не добьешься. Но если решишь, что это дополнительный стимул сыграть еще лучше и добиться большего в карьере, то точно горы свернешь. Для меня дети, семья — это, безусловно, опора в жизни.
— У вас футбольная семья. Брат — профессиональный футболист, шурин — судья, тесть — также в прошлом футболист. После матчей это ваша группа поддержки или ваши критики?
— Поскольку критики мне хватает и в прессе, и среди болельщиков (смеется), то, конечно, первое. Ценно, что от родных могу услышать профессиональный совет или адекватную оценку своей игры.
— В «Зените» сегодня три коренных петербуржца: вы, Игорь Денисов и Алексей Ионов. Возможно, вскоре в команде произойдет смена капитана. Как вы считаете, им должен быть петербуржец?
— Не обязательно, достаточно вспомнить последние события. Анатолий Тимощук — не только один из лучших игроков «Зенита», но и отличный капитан. Найти замену ему будет сложно. Вообще, на мой взгляд, неважно, кто будет выводить парт неров на поле. В последнее время капитанская функция на поле больше номинальная, ведь он вопреки распространенному мнению не имеет права разговаривать с арбитром, иначе получит желтую карточку. Но ответственность все равно велика.