Эпоха Дика Адвоката в «Зените» завершена. Именно эпоха, невзирая на относительно короткий срок пребывания голландца на посту главного тренера команды. Завоеванные «Зенитом» под его руководством титулы перечислять смысла нет, они у всех на слуху, скажу проще: Адвокат сделал петербургский клуб известным и уважаемым в Европе. Но, как справедливо заявляет руководство «Зенита», после принятого голландцем решения о скором переезде в Бельгию, результаты команды ухудшились. Дик сам сыграл немалую роль в том, что даже кратковременного ухудшения результатов болельщики теперь не прощают. «Зенит» вышел на качественно иной уровень. И спрос с него иной.
Надо двигаться дальше. У «Зенита» новый главный тренер – Анатолий Викторович Давыдов. Еще в субботу он руководил игрой зенитовских резервистов. Плоть от плоти зенитовец. «Не называть же Толю туляком, он для меня – питерец», - сказал мне однажды о тульском уроженце другой символ «Зенита» Владимир Казаченок.
Он для всех питерец. И всегда им оставался, куда бы ни заносила его судьба футболиста и тренера. «За ним везде тянется шлейф питерской интеллигентности», - это уже воспитанник «Зенита» Дмитрий Акимов об Анатолии Викторовиче, под руководством которого поиграл в Липецке.
Он по-питерски элегантен, и будьте уверены: вы не увидите на бровке в технической зоне «Зенита» расхристанного, небрежно одетого человека. Увидите красивого, подтянутого мужчину в костюме от кутюр, один вид которого будет дисциплинировать и игроков, и трибуны. Правда, знаменитые усы Давыдова давно сбриты, был в них когда-то определенный шарм, но, наверное, легкое гусарство осталось в молодости.
Да оно только внешне и проявлялось. Профессионал. Всегда и во всем, в мелочах. Самый крепкий напиток – кофе. Но очень крепкий, как говорится, ложечка в чашке стояла. На базе, перед выездом на игру. Умел Толя, тогда еще не Викторович, заваривать бодрящий напиток. 370 матчей за «Зенит» в советской высшей лиге – один из лучших показателей за всю историю советского (без тавтологии не обойтись) футбола. И всегда на первых ролях. И в бронзовом 80-м, и в золотом 84-м. 14 сезонов почти без травм – свидетельство отменной профессиональной подготовки к играм, образцового отношения к делу. И еще – боец. Повреждений-то хватало, как без них? Иногда через боль, через не могу, так и играл, и здорово играл!
Не наигрался. Выступая за финский «Поннистус» в 90-м году, стал лучшим защитником страны Суоми. А в 1997-м году, в 44 года вышел с сыном Дмитрием на поле в составе «Зенита», и снова был одним из лучших! Играющий тренер – часто ли вам доводилось такое видеть? Давыдов смог, и лица не уронил, и дистанцию нужную нашел, и пользу команде принес немалую.
В 1999-м году под руководством главного тренера Анатолия Давыдова «Зенит», впервые в своей истории, завоевал Кубок России. Тогда в финале питерцы победили столичное «Динамо». Бело-голубым «Зенит» уступил в финале Кубка СССР в 1984-м. Тогда в составе «Зенита» выступал защитник Давыдов. 15 лет спустя в ранге наставника он взял убедительный реванш.
А вскоре последовала отставка тренера-триумфатора. Сложная там была история. Когда спортивным директором клуба назначают такого мэтра, как Юрий Морозов, в команде становится как бы два наставника, что недопустимо. Захочет Викторович – расскажет, я же позволю себе считать что отставка та была несправедливой.
Ушел Давыдов молча и с достоинством. Работал в первом дивизионе, создавал крепкие, боеспоспособные, заметные команды, заботился о воспитанниках питерского футбола особо, помогал им.
В 2007 году принял резервный состав «Зенита», с нескрываемым удовольствием вернувшись в родной город, в родной клуб.
И вот – новый поворот. Анатолий Давыдов вторично возглавил «Зенит». Правда, временно исполняющим обязанности главного тренера. Уверен, что он не требовал для себя никаких гарантий. О чем разговор, если его помощь потребовалась «Зениту»?!
А временно… время и покажет.
«Зенит» и Анатолий Давыдов – это не временно. Это, начиная с 1975-о года, навсегда. Зенитовского духа не хватило петербургской команде в воскресенье в матче с «Томью», его вообще не хватало в последнее время. Его, без сомнения, привнесет Давыдов.
Балтийского ветра тебе в паруса, Викторович!