МОКу понравились деньги Сочи Что бы там ни говорилось, но деньги стали одним из решающих факторов победы Сочи в "олимпийской гонке". Готовность потратить $12 млрд под личные гарантии президента Путина наверняка впечатлили представителей МОК.
Что ж, былой опыт был явно учтен – заявка Москвы на игры 2012 года провалилась не в последнюю очередь потому, что МОК скептически оценил ее финансовые возможности.
Австрийцы, решившие помахать кулаками после драки и намекающие на нечестную игру, сами виноваты в своем проигрыше. Их олимпийский бюджет (то есть расходы, непосредственно связанные с организацией, проведением и обеспечением безопасности соревнований) составил всего $965 млн (Пхенчан – $1,257 млрд, Сочи – $1,517 млрд).
Экономные обитатели Альп пообещали также "апгрейдить" свои спорткомплексы на $1,2 млрд. Но едва речь зашла о финансовых гарантиях, как стало понятно, что Зальцбург "пролетает" – обязательства австрийского правительства покрыть, в случае чего, нехватку денег, стандартам МОК не соответствовали.
Пхенчхан западные эксперты после этого сочли бесспорным лидером. Корейцы планировали направить на спортивные стройки $475 млн, а также вложить $4 млрд в строительство железной дороги, соединяющей олимпийскую и официальную столицы страны Утренней свежести.
С истинно утренним размахом россияне перекрыли ставки соперников, выложив на стол $12 млрд, из них $8 млрд – бюджетные деньги. А личный визит Владимира Путина в Гватемалу окончательно убедил МОК, что российское государство, как говорится, за свои слова готово ответить.
Конечно, сейчас можно говорить об уникальности природного комплекса "Большой Сочи", но история показывает, что никакие ландшафтные красоты не устоят под напором звонкой монеты. Самый свежий тому пример: Нью-Йорк боролся за летнюю Олимпиаду-2012, однако затем один из местных политических "авторитетов" Шелдон Силвер отказалась выделить из городского бюджета $300 млн для строительства нового стадиона. Началась большая склока, в результате которой сами нью-йоркцы стали неважно относиться к самой идее проведения у них соревнований.
Шансы Москвы принять летнюю Олимпиаду-2012 также снизились после того, как рейтинговое агентство Standard & Poor's опубликовало свой отчет. В нем говорилось: из пяти городов-претендентов – Лондона, Парижа, Нью-Йорка, Москвы и Мадрида – нужную сумму денег будет труднее всего набрать российской и испанской столицам.
В МОК также испытывают крайнюю неприязнь к "белым слонам" (white elephants). Так принято называть объекты, которые построили специально к Олимпиаде – а потом, по ее окончании, никак не могут понять, что же с ними делать. Из последних хозяев Игр серьезные претензии у МОК есть к Барселоне-1992, Сиднею-2000, и Афинам-2004. В Греции, например, остались пустовать стадионы для хоккея на траве и бейсбола – эти виды спорта потомкам эллинов совершенно по барабану. Общие же затраты на содержание никому не нужных объектов составляют теперь 100 млн евро в год.
Однако велеречивый Герман Греф, да и вся наша делегация неуклонно твердили мантру: "Ни один рубль не будет выброшен на ветер, и "Большой Сочи" мы все равно построим, дадите вам нам Олимпиаду или нет". Им поверили или хотя бы сделали вид. И уже сегодня Греф, выкурив на радостях сигарету, заявил: "Только в ближайшие 10 лет мы заработаем на олимпийских объектах 300 млрд руб. – как от эксплуатации объектов, так и в виде налоговых поступлений".
Все это должно произойти в будущем, пусть и не столь отдаленном. Но из какого потайного кармана правительство планирует вынуть искомые $8 млрд не предусмотренных ни одним бюджетом государственных инвестиций в игры? Кстати, в России сейчас насчитывается чуть более 100 млн налогоплательщиков – физических лиц (судя по числу присвоенных ИНН), и если $8 млрд поделить поровну, то на каждого придется меньше 80 баксов. Но, как показали две последних недели, власти не собираются пока повышать налоги – во всяком случае, до выборов, да и Стабфонд вроде бы предназначен для совершенно иных целей. Впрочем, ответ мы наверняка узнаем, и совсем скоро.
http://msk.dp.ru/news/society/2007/07/05/226864/