Максим Сушинский: теперь до Олимпиады никуда не уйду Об этом интервью мы договорились, едва Максим Сушинский вернулся домой в ранге чемпиона мира по хоккею. При этом, СУ-33 согласился на него, несмотря на огромную занятость, в том числе, и по делам бизнеса. Тем не менее, ровно в назначенный час он гостеприимно принял нас в своем рабочем кабинете. В итоге речь пошла не только об исторической победе сборной России в Канаде, но и многом другом.
За место в составе боролся наравне со всеми
- Если вы не против, давайте пойдем что называется «от печки». Начнем с того момента, когда команда еще находилась на сборе перед ЧМ в Канаде. Тогда в интервью «СЭ» вы сказали – если ты на этом сборе, еще не факт, что на чемпионат вместо тебя не поедут энхаэловцы, как это бывало уже не раз. То есть были сомнения относительно поездки в Квебек и Галифакс?
- Со мной такого, слава богу, не случалось. А со многими ребятами бывало. Это нормальный процесс перед каждым чемпионатом и никуда от него не уйдешь – конкуренция есть конкуренция. С другой стороны – не поехал на это первенство, вполне можешь оказаться на следующем. Именно это я и имел в виду.
- Если правильно понимаем, на свой счет относительно поездки в Канаду вы практически не сомневались?
- Ну почему же – сомневался. Более того, точно также как все боролся за место в составе.
- А когда поняли, что вы – стопроцентный игрок основного состава?
- Когда впервые вышел на лед в Канаде. А если быть более точным – когда сыграл весь чемпионат.
- Если продолжить тему, для многих стало сюрпризом попадание в основной сосав вашего партнера по СКА и звену в сборной Константина Горовикова.
- Для него, по-моему, этот факт тоже стал неожиданным. Причем неожиданностью - приятной. С другой стороны, Костя на последнем сборе сам доказал, что он не худший, а совсем наоборот.
Кто старое помянет…
- В итоге, когда сборная отправлялась в Канаду, баланс «энхаэловцов» и «россиян», на ваш взгляд, оказался правильным?
- А почему собственно нет? В связи с этим хочу сказать, что энхаэловцы такие же нормальные ребята, как и мы. И почему в таком случае баланс, о котором вы говорите, должен быть каким-то другим? И потом, совершенно неважно, где ты выступаешь - в НХЛ или российском чемпионате. Гораздо важнее, какой ты игрок и человек.
- Неужели энхаловцы ничем не отличались от «россиян», включая менталитет?
- Нет. По крайне мере, это было незаметно. Если человек – россиянин, он таковым, по-моему, остается навсегда. И на площадке, и за ее пределами.
- Следующий вопрос тоже невозможно не задать: скажите, как вас встретил главный тренер Вячеслав Быков, с учетом истории с недопониманием между вами, произошедшей
на одном из последних этапов Евротура?
- Знаете, мы на эту тему с главным тренером даже не разговаривали и ничего не вспоминали.
- То есть просто «проехали» мимо?
- Да, как будто ничего и не происходило.
- А как общались с Вячеславом Аркадьевичем по ходу турнира?
- Абсолютно нормально. Бывало, даже разговаривали один на один.
- Такие вещи, как индивидуальные беседы, в сборной часто практиковались?
- Если говорить о нашем разговоре тет-а-тет, то его инициатором был я сам. Еще встречались и общались нашей тройкой, пятеркой.
- Может быть, откроете секрет, о чем шел разговор на вашей личной встрече с Быковым?
- Да ничего особенного, разговаривали по поводу игры.
Вино за ужином не возбранялось
- А в чем оказался «секрет Быкова», как тренера сборной – ведь в последний раз она выигрывала чемпионат мира аж в 1993 году?
- Стечением обстоятельств эту победу никак не назовешь - заслуга Быкова в этом очень велика. Ведь тренеров до этого действительно было много, и команды собирались хорошие, а результата не было.
- Чего же не хватало нашим сборным до сих пор?
- Отвечу так: я знаю, в чем состояло это «чего-то». Но, извините, не для прессы. Если же говорить о нынешней команде – она была единым целым. Так повелось еще с прошлого года. Кстати, если бы не тот несчастный полуфинал с финнами, думаю, «золото» пришло бы к сборной России раньше. Ведь в Москве наша команда выглядела на голову сильнее всех остальных. А выиграть ей помешала та роковая случайность в матче с финнами. Проиграй сборная один матч раньше, где-нибудь на групповом этапе – тогда нервозность наверняка спала бы. А так, могу сказать, что играть дома – очень тяжело. Что же касается главного секрета нашей сборной, то пусть он пока останется тайной. Все-таки, я еще действующий игрок, так что рассказывать о нем пока рано. Вот потом как-нибудь, придет время, сяду писать по этому поводу книгу, тогда все и узнаете (смеется).
- Тогда хотя бы скажите, что стало главным объединяющим фактором в команде?
- Несколько моментов. И Быков, и команда, которая, если можно так сказать, сама себя объединяла. Мы очень много времени проводили с ребятами вместе, ужинали, разговаривали.
- А бывало, чтобы собиралась без тренеров и сами обсуждали какие-то игровые моменты.
- В основном за ужином и довольно часто.
- А, скажем, бокал красного вина за вечерним столом могли себе позволить?
- В нынешней сборной это не возбраняется и не запрещается. Только стереотип гласит – если русские начали пить, их уже ничем не остановишь. На самом деле, это, конечно же, не так. Кстати, на том же чемпионате мира и у канадцев, и у итальянцев пиво и красное вино были чуть ли не в обязательном рационе. Последнее действительно полезно по части восстановления кровообращения. Так что, в копилочку общей победы все потихоньку капало. (Улыбается).
Федоров – настоящий профессионал
- В сборной впервые за долгие годы играл Сергей Федоров. Говорят, вы познакомились с ним уже непосредственно в команде?
- Так оно и было. Кстати, в связи с этим один из не самых умных корреспондентов спросил, не было ли у меня желания взять у Федорова автограф? Пришлось ответить вопросом на вопрос: и как бы я по вашему при этом выглядел в глазах Сергея? Более того, в каком положении оказался бы сам Федоров? Он бы наверняка сказал: мальчик, ты прикалываешься или как? К слову, у нас Сергеем, после того как мы познакомились, сразу сложились очень хорошие отношения, и общаться всегда было очень приятно.
- В том числе, и во время матчей? Вопрос этот задаем потому, что камера довольно часто выхватывала вас, сидящих вместе на скамейке и что-то обсуждающих?
- Получилось так, что мы и в раздевалке сидели рядом. Так что общались действительно много. Могу сказать, что Сергей настоящий профессионал и вопросов относительно того, почему он раньше не играл за сборную, возникать не должно.
- Вы с Федоровым были ассистентами капитана команды Алексея Морозова. Вас троих на «должности» назначали или выбирали?
- Все было как обычно – кто будет капитаном и его ассистентами объявил главный тренер. На мой взгляд, все в этом смысле оказалось абсолютно справедливым.
Морозов – идеальный капитан
- Многих удивило, почему капитаном стал Морозов, а не более опытный Федоров?
- Думаю, такое решение было правильным. Все-таки Сергей давно не был в сборной. При этом он сам говорил: чтобы стать капитаном команды, надо знать ее изнутри и быть в ней давно. Кандидатура Алексея Морозова в этом смысле действительно выглядела идеальной.
- Какие обязанности лежали на вас, как на вице-капитане?
- В общем-то, обычные, похожие на те, что бывают в клубах.
- По ходу турнира Алексей Морозов получил травму, и в качестве капитана его заменили именно вы.
- Это тоже назначение Быкова. В связи с этим уже после чемпионата произошел довольно забавный случай. В том матче, когда я был капитаном, мы единственный раз на чемпионате играли в белых майках. В них же команда пошла на встречу с президентом России, когда вернулась домой с победой. И получилось так, что в Кремле было два человека с буквой «К» на свитере. Хорошо, что президент внимания не обратил. Зато ребята обратили, и шуток по этому поводу было не мало!
- Если вернуться в Канаду, команда здорово переживала потерю Морозова?
- Волей-неволей мы вспомнили прошлогодний чемпионат мира, когда один за другим выбыли из-за травм Марков, тот же Морозов и Счастливый. И, конечно, беспокоились по этому поводу.
- Возвращение капитана в строй было воспринято как хороший знак?
- Да, конечно. Правда, мы сразу знали, что никакого сотрясения мозга у Алексея нет и он, скорее всего, пропустит не более одной игры. Ну, максимум – две. Это пресса несколько раздула ситуацию.
С Мозякиным не только играем, но и дружим
- На чемпионате мира в Канаде вы постоянно выходили на лед вместе с Константином Горовиковым. А вот вашим третьим партнером был то Сергей Мозякин, то Данис Зарипов.
- Это связано с тем, что тренеры искали место четвертому запасному игроку.
- Вы с Костей хорошо принимали третьего партнера?
- Мы же все профессионалы. Для нас нет большой разницы, с кем играть.
- Но вы-то с Горовиковым наверняка понимаете друг друга с полуслова, что на площадке, что за ее пределами?
- Думаю, что мы попали на этот чемпионат во многом благодаря тому, что слаженно играли в СКА в одной тройке. А насчет Зарипова и Мозякина… Давайте не будем никого ни с кем сравнивать. Это два прекрасных забивных хоккеиста, которые готовы из любого момента сотворить гол.
- А «питерской тройкой» вас случайно не называли?
- Нет, такого не было.
- С кем вы жили в одном номере в гостинице?
- С Мозякиным.
- А почему не с Горовиковым? Пары в отеле тоже распределял тренер?
- Нет, сами сделали такой выбор. Давно с ним дружим, несмотря на то, что в клубах не пересекались. Получилось, что до этого на всех сборах были соседями, и в Канаде ничего менять не стали.
- В СКА не пытаетесь его перетянуть?
- Пытаюсь. Но Сергей не хочет. (Улыбается).
По воротам «мазали» специально
- В какой-то момент на чемпионате мира сборная осталась с одним молодым голкипером – Михаилом Бирюковым. Он в команде, наверное, стал «сыном полка»?
- Можно и так сказать. Когда Михаил остался в одиночестве, на тренировках даже мимо ворот стали бросать, чтобы последнего вратаря не лишиться (улыбается). Берегли, как могли. Конечно, приезд Набокова разрядил ситуацию и очень помог команде.
- Если говорить о схеме плей-офф нынешнего чемпионата мира – каково было дважды подряд встречаться со Швейцарией?
- Честно говоря, тяжело…
- По результату второго матча (в четвертьфинале плей-офф россияне разгромили соперника – 6:0, - прим. С.Ц. и М.Ш.) – не скажешь…
- Вот так мы их запугали в последнем матче группового турнира (улыбается). Видели, как они в свои ворота забивать начали? Хотя в первом поединке два стартовых периода швейцарцы не знали, что делать, и просто откидывали шайбу. Мы, честно говоря, подумали, что это хитрость такая с прицелом на матч плей-офф… Оказалось – нет.
- Рене Фазель (президент международной федерации хоккея, - прим. С.Ц. и М.Ш.) объяснил столь странную схему турнира стремлением сэкономить и нежеланием гонять команды из города в город, дав им провести первый раунд плей-офф на тех же площадках, что и групповой этап.
- С точки зрения интереса, и зрительского, прежде всего, это не очень здорово. А нам, хоккеистам, по большому счету, разницы нет. Если посмотреть на турнирный расклад, то для нас все сложилось удачно. Побеждая в своей подгруппе, знали, что получим в четвертьфинале несильных швейцарцев. К этому результату и стремились.
Перед финнами вспоминали о Москве
- Получилось, что по ходу турнира российская команда обыграла всех сильных соперников…
- С американцами только не сыграли, а так – действительно. Канаде в этом смысле повезло гораздо больше. Они встречались с норвежцами, датчанами… Из топ-команд им попались только финны, да шведы уже в полуфинале.
- Ваш матч со сборной Финляндии был сверх принципиальным?
- Более чем… Мы помнили обиду прошлогоднего домашнего чемпионата мира. Перед полуфиналом тренерский штаб еще раз освежил в памяти поражение в Москве, сказал, что нельзя допустить повторения того сценария.
- В итоге финны, похоже, так и не осознали, что с ними произошло (уверенная победа России – 4:0, прим. С.Ц. и М.Ш.)?
- Не знаю, не знаю… Мне так, например, понравилось (улыбается). Правда, особой эйфории не было - вся радость осталась в раздевалке. Слишком хорошо понимали, что самое главное впереди, и нужно хорошо подготовиться к финалу.
- Перед решающим матчем в прессе много внимания уделили ситуации с автобусом, когда нашу сборную заставили идти до арены пешком. Что там случилось?
- По дороге на финал наш автобус впервые на турнире сопровождала полиция - мы даже удивились. Однако затем выяснилось, что кортеж вовсе не наш. А потом и вовсе вышло так, что сопровождение ко дворцу пустили, а нам дали от ворот поворот. К арене приехал кто-то поважнее хоккеистов. Видимо, канадский премьер-министр. Нас же высадили где-то на соседней улице. Пришлось идти пешком.
- Подобные «штучки» могли добавить мотивации команде?
- Злости стало больше, этот факт. Правда, волнение никуда не делось, финал все-таки, нервов хватало.
- Наш быстрый гол пришелся кстати?
- Мне сразу вспомнился товарищеский матч с теми же канадцами накануне чемпионата. Тогда они также в первой же смене забили, после чего проиграли - 4:1. Провел аналогии, и убедился, что нам это тоже на пользу не пошло.
- Вторую шайбу соперник забросил после вашей ошибки…
- Если не вспоминать, что была подножка, конечно, моя вина. Я же был с шайбой, а не кто-то другой. Я ее и потерял. По ходу матча никто ничего не выговаривал, ошибки у всех бывают, даже у мастеров.
- В первом периоде Вячеслав Быков довольно необычно взял тайм-аут.
- И оказался прав. Ситуацию это изменило.
- Руки не опускались при счете 4:2 в пользу соперника? Столько атак и все впустую. Казалось, ворота Уорда заколдованы.
- Наоборот, желания было хоть отбавляй. В итоге, за счет этого ситуацию и переломили.
Ковальчука старались не трогать
- Над Ковальчуком не шутили в команде по ходу турнира? Такой результативный форвард, а до финала прошел с «нулем» в графе забитые шайбы.
- Понимали, что парень переживает, поэтому старались не трогать. Вы же видели, как он на льду нервничал по этому поводу, скованность была. И он ведь особо не злоупотреблял в атаке, старался на партнеров играть, раз не пошло. Обычно-то Илья гораздо больше бросает. Здорово, что именно в финале его «прорвало».
- Маленькая площадка помехой не стала?
- Скорее, это было нам в плюс. В сборной достаточно мастеров высокого уровня, которые могут забивать в таких условиях. Подстраиваться особо не пришлось – во время подготовки много играли в маленьких коробках, турнир в Чехии провели тоже на них. Были готовы.
- Не удали арбитр канадца Нэша в овертайме, в чью пользу сложилась бы концовка?
- Все равно дожали бы соперника. Канадцы уже выдохлись и встали, сказалась их схема игры в три звена. Слишком много откатали у них лидеры. У нас же сил осталось больше, так что без удаления просто пришлось бы чуть дольше поиграть.
- Насколько сопернику помогало то, что финал проходил в Канаде, если не считать истории с автобусом, конечно?
- Все было по-честному. В первом периоде судья чуть перегибал палку, 10 минут в меньшинстве – многовато. Дальше пошло нормально. Преимущества по болельщикам у канадцев тоже особого не было. Пока они вели – зрители вели себя агрессивно, поддерживали… Но стоило нам сравнять счет – тут же затихли. И уже наши трибуны стало хорошо слышно.
- В Канаде оценили успех российской сборной?
- Не заметил ничего подобного. Даже из соперников сразу после матча никто не поздравил.
На радостях разбили лицо
- Момент решающего гола помните?
- Конечно! Сидел на лавке, играли-то уже в четыре человека, где ж мне еще было быть?! Ковальчук забросил, все рванули на площадку… Ноги не держали, так что первым делом упал на лед. Поднялся – полетел к своим праздновать, в кучу. Правда, тут же Данила Марков на радостях разбил мне шлемом лицо, словом, эмоции переполняли. Многие ребята плакали.
- Ковальчук в камеру крикнул: «Это тебе, страна!» Вы тоже что-то сказали…
- Обращался к жене, которая болела за меня здесь, дома. Сказал, что люблю ее…
- Не брились на фарт?
- Во время всего чемпионата избегал этой процедуры. Старая примета, но помогла!
- Что творилось в раздевалке после победы?
- Как ни странно, больше эмоций оставили на льду. Многие быстро ушли из раздевалки на интервью, а оставшиеся обменивались майками, на которых ставили автографы… Шампанское тоже закончилось очень быстро. Мне достался один глоток, когда на дне уже оставалось чуть-чуть.
- Сейчас канадский финал часто называют историческим, согласны?
- Приятно было участвовать во всем произошедшем – столетие хоккея, победили канадцев на их же льду… Рано или поздно должны были сбросить с плеч этот груз невезения на чемпионатах мира. Постоянно выигрываем Евротуры, на клубном уровне сильнейшие, а «мир» как будто заколдованным был. Теперь, надеюсь, все будет в порядке, и следующего титула не придется ждать еще 15 лет!
- Правда, что наставник сборной Вячеслав Быков не очень эмоциональный человек и позволил себе улыбнуться только после победы в финале?
- Похоже, это не попадает в объективы телекамер, но во время матчей он ведет себя очень эмоционально. Особенно судьям достается! На мой взгляд, эмоциональность - хорошая черта.
- Обратно как добирались?
- Команда осталась в Канаде и возвращалась в Москву только через сутки чартером. А мы с Костей Горовиковым и моими друзьями сразу после матча уехали в Монреаль, откуда транзитом через Париж прилетели в Питер. На следующий день уже были дома.
- Как встретил Петербург?
- Замечательно. В аэропорту было столько болельщиков… И откуда только узнали, что мы прилетаем?!!
- Расскажите о визите к президенту страны.
- Волнения особого не было. Мы с Костей приехали в Кремль отдельно от команды, которая добиралась туда прямо из аэропорта. Внутрь попали с Фетисовым, время до появления команды было, поэтому нам показали кабинет президента, приемную… Дверь впечатлила, а дальше не пустили (улыбается). Здорово, что Дмитрию Медведеву не безразличен спорт, после таких встреч понимаешь - сделал для страны действительно что-то важное.
- О чем еще мечтает хоккеист Максим Сушинский?
- О победе на Олимпиаде, разумеется! Еще есть к чему стремиться, так что, до Ванкувера – никуда! Да и контракт еще два года со СКА действует, до Игр дотяну!
Специалист по автомобилям
- Мы с вами разговариваем в вашем автосалоне, который называется «Авангард». Сразу возникает вопрос – а почему, например, не СКА?
- Название существует давно, в ту пору я еще выступал в Омске и воспоминания об «Авангарде» остались самые приятные. И название хорошее - в списке дилеров по алфавиту буду на первом месте…
- Если не секрет – это ваш бизнес? Сейчас ведь модно приглашать известных личностей в подобные структуры, однако сами они там мало что решают…
- Бизнес мой, являюсь президентом компании и ее владельцем вместе с еще одним акционером.
- Что далось легче – победа в чемпионате мира или получение дилерства у компании «Мерседес Бенц»?
- О «Мерседесе» всегда мечтал, но, честно говоря, верилось с трудом, что подобное случится. С чемпионатом мира все было гораздо реальнее, но ждать пришлось не меньше – все девять лет выступления за сборную.
- Как долго воплощали в жизнь бизнес-мечту?
- Идея пришла, еще когда играл в Омске. Очень много времени ушло на получение и оформление земли, на разрешения по воде, электричеству, коммуникациям. Да и само строительство растянулось на два с половиной года. Официальное открытие салона планируем только в конце лета.
- Сами какую марку авто предпочитаете?
- Люблю мощные «Мерседесы». Существует заблуждение, что на пятилитровой машине нужно гнать где-нибудь по трассе 250 километров в час. Но я люблю чувствовать мощь в городе, быстро уехать со светофора, после пробки ускориться, где-то занять нужную позицию, да так, чтобы вокруг шум двигателя услышали (улыбается).
- В сборной знают о вашем увлечении автомобилями, перешедшему в бизнес?
- Да. Более того, ребята часто советуются по этому поводу.
- То есть в сборной специалист по автомобилям - это вы.
- Можно сказать и так.
Сергей ЦИММЕРМАН, Максим ШАРИФЬЯНОВ
"Спорт-Экспресс Петербург"